САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 ноя — РАПСИ, Михаил Телехов. Необходимо принять меры к устранению пробела в законодательстве, препятствующего привлечению к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения лекарственными препаратами, в которых нет веществ, относящихся к этиловому спирту, наркотическим средствам и психотропным веществам, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Соответствующее выводы были сделаны КС РФ после рассмотрения запроса Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа, который просил проверить конституционность примечания к статье 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). Нормы признаны противоречащими Конституции РФ. Постановление основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Перепутал задний ход с передним 

Как следует из материалов дела, в августе 2021 года гражданин, в связи с чьим делом Салехардский городской суд направил запрос в КС РФ, заехал на автомобиле на высокий бордюр и там застрял. Очевидцы предложили помощь, но реакция водителя показалась им неадекватной, и они вызвали полицию.

Врач, проводивший освидетельствование, не выявил у гражданина клинических признаков опьянения, но по результатам химико-токсикологического исследования в его организме были обнаружены медицинские препараты габапентин и нимесулид, которые оказывают индивидуальное влияние на психофизические функции человека и могут вызывать нарушение сознания и координации движений.

"Гражданин утверждал, что был уставшим, но трезвым и просто перепутал задний ход с передним; запрещенные вещества не употреблял. Несмотря на это, сотрудник ГИБДД усмотрел в его действиях признаки правонарушения и составил протокол.

Суд посчитал, что лекарства, не содержащие этиловый спирт, наркотические средства либо психотропные вещества, попадают в "серую зону" правового регулирования, учитывая, что законодательством не установлен точный перечень медицинских препаратов, способных вызвать опьянение, но употребление которых не запрещено, поэтому дело было приостановлено, чтобы направить запрос в КС РФ.

Заявитель указал, что оспариваемое примечание к статье 12.8 КоАП РФ, запрещая помимо алкоголя, наркотиков и психотропных веществ принимать и "иные вызывающие опьянение вещества", одновременно оговаривает, что административная ответственность наступает только в случае, если в организме водителя обнаружены этиловый спирт, наркотические средства или психотропные вещества ("иные вызывающие опьянение вещества» не названы). Это, по мнению Салехардского суда, свидетельствует о противоречивости нормы.

Для обеспечения безопасности

Как отметил КС РФ, управление транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, которые способны ухудшить реакцию водителя, хотя и является противоправными деянием, запрещенным ПДД, но не образует состава административного правонарушения.

"Действующее законодательство прямо предполагает административную ответственность только за управление транспортным средством лицом, употреблявшим алкогольные напитки, наркотические средства или психотропные вещества", — говорится в материалах суда.

При этом, КС РФ подчеркивает, что вождение в состоянии опьянения (независимо от причин его возникновения, в том числе, лекарственных) чревато рисками для жизни и здоровья людей, и объективно нуждается в эффективном противодействии.

"В этой связи отсутствие в КоАП соответствующего правила, допускающего привлечение к административной ответственности водителей, которые употребляли лекарственные препараты, ухудшающие реакцию и внимание, осложняет обеспечение безопасности дорожного движения", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда, указывая, что оспариваемое положение характеризуется признаками конституционно значимого пробела.

КС РФ объясняет, что, пытаясь восполнить данный пробел, суды нередко склонны считать необходимым применение к водителю, употребившему лекарственные препараты, способные ухудшить его реакцию и внимание, административных санкций, причем, как правило, без выяснения конкретных обстоятельств их употребления (целей, доз, наступивших последствий и т.п.). Это, в свою очередь, как считает КС РФ, порождает неоднозначность, нечеткость и противоречивость оспариваемого регулирования, препятствует адекватному уяснению его содержания. В результате ослабляются гарантии защиты прав и свобод, что противоречит Конституции РФ. 

Пока не привлекать

"Оспариваемые нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой в нем содержится пробел, препятствующий привлечению к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения в случае, когда по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в организме водителя обнаруживаются входящие в состав лекарственных препаратов вещества, не относящиеся к этиловому спирту, наркотическим средствам и психотропным веществам, но могущие ухудшать его внимание и реакцию, что при попытках его восполнения порождает риск неоднозначного истолкования и противоречивого применения данного примечания в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения", — говорится в постановлении КС РФ.

Федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры к устранению выявленного пробела и вызываемой им неопределенности.

Впредь до внесения в законодательство необходимых изменений управление транспортным средством лицом, употребившим лекарственные препараты, не содержащие этилового спирта, наркотических средств и психотропных веществ, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности.