Правовые нюансы статуса беженцев, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов и новых граждан России в современном внешнеполитическом контексте. 


Российское миграционное законодательство находится в кульминационной точке изменений: уже осенью текущего года планируется рассмотрение обновленного законопроекта, регулирующего правовое положение, особенности трудоустройства, налогообложения и другие важные нюансы жизни иностранцев в России. Изменения воплощаются в рамках реализации концепции государственной миграционной политики, согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы».

Кто бы знал, что в текущем году концепция новой миграционной политики будет реализовываться в столь изменившихся, турбулентных внешнеполитических реалиях – новые условия, получившие распространение на фоне проведения специальной военной операции на Украине, неизбежно отразились и на российской миграционной практике – теперь эта сфера правового регулирования включает в себя в качестве приоритетного направления не только потоки трудовой миграции, но и граждан ДНР, ЛНР и Украины, которые на фоне последних событий покинули свои дома и стали искать убежище в России. С одной стороны, на этих людей распространяется действие нынешнего законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах. С другой стороны, правовой статус и жизнь этих людей на территории нашей страны регулируется целым сводом временных правил, и со стороны российских властей их введение можно расценивать как акт гуманизма – настолько они упрощают и легализацию на территории России, и устройство быта, поиск работы и, собственно, ускоренное получение российского гражданства. Затронут ли «новое поколение» беженцев, которых принимает Россия, изменения в миграционном законодательстве и как в новых условиях должно работать обновленная правовая база именно для «трудовых переселенцев», разбиралось РАПСИ. 

Специальная законодательная база

На сегодняшний день иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые просят убежище в РФ, могут получить один из следующих статусов: беженец; лицо, которому предоставлено временное убежище; лицо, которому предоставлено политическое убежище. Беженец – лицо, не являющееся гражданином РФ и рискующее стать жертвой преследований в своей стране по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Лицом, которому предоставлено временное убежище, признается иностранный гражданин (или лицо без гражданства), временно пребывающий на территории РФ, направивший заявление с просьбой разрешить ему временно пребывать на территории РФ. Лицом, которому предоставлено политическое убежище, признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, ищущий убежище и защиту от преследования в своей стране за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат нормам международного права.  

Основная нормативно-правовая база в отношении беженцев и лиц, получивших временное убежище, состоит из Конвенции о статусе беженцев; Протокола, касающегося статуса беженцев; Федерального закона «О беженцах»; Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; Постановления Правительства РФ «О предоставлении временного убежища на территории РФ»; 

Новые россияне 

Впрочем, по мнению экспертов, статус беженца в классическом его понимании не совсем применим к переселенцам из Украины, ДНР и ЛНР: даже если люди получают такой статус, то в большинстве своем это решение временное. В сложный жизненный момент эти люди сделали свой выбор, и выбор пал на Россию – такие решения определяют всю дальнейшую судьбу человека. Это понимают власти, именно поэтому в июле этого года для граждан Украины, ДНР И ЛНР, которые приехали в Россию на фоне проведения спецоперации, действует максимально упрощенный режим приобретения гражданства РФ. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 июля 2022 года № 440, любой гражданин Украины, ДНР И ЛНР может получить сразу российское гражданство, минуя промежуточные статусы (беженец, ВУ, РВП, ВНЖ и т.д.). Помимо упрощенного порядка оформления документов, граждане Украины освобождены от уплаты госпошлины и сдачи экзамена на знание русского языка. Пользу и своевременность данного Указа сложно переоценить: сотни тысяч людей сейчас могут приобрести гражданство Российской Федерации без лишней бюрократии. «Действительно, людей, которые на фоне последних событий переехали в Россию, не совсем корректно называть беженцами — скорее мы говорим о новых гражданах нашей страны», — поясняет президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов. Переселенцы, по его наблюдениям, активно пользуются правом получить российский паспорт в упрощенном порядке, и каких-либо системных проблем на этом пути не встречают – кроме, пожалуй, небольших трудностей, связанных с возросшей нагрузкой на отделы УВМ (Управление по вопросам миграции МВД России) по вопросам гражданства. «Учитывая отсутствие языкового барьера и абсолютной ментальной адаптированности таких граждан никаких особенных трудностей с жизнеустройством в России, в том числе поиском работы, эти лица не испытывают. Затруднения могут быть связаны с отдельными ситуациями из области казуистики, например, потеряны документы, или требуется серьезное медицинское вмешательство, тогда как статус еще не оформлен и получить полис ОМС нет возможности. Но и здесь переселенцы встречают неравнодушное отношение, и ситуации в основном благополучно разрешаются».

Трудовой миграции нужна система: приложение учета и другие новшества 

Между новыми гражданами России, прибывшими из Украины, ДНР и ЛНР и потоками трудовой миграции, в законодательно-правовой парадигме в практическом правоприменении было бы не так много общего, если бы не одно «но»: в текущей внешнеполитической ситуации особую важность приобретает противодействие угрозам терроризма, а для этой цели, по мнению экспертов, реформирование миграционного законодательства необходимо. Среди ключевых принципов, сформулированных в Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы (п. 27) -  обеспечение готовности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ к приему и размещению иностранных граждан в случае их экстренного массового прибытия в РФ; оказание беженцам, лицам, получившим временное убежище, и претендентам на получение соответствующего статуса содействия в социальной и культурной адаптации, создание дополнительных инструментов регулирования миграционных потоков с учетом общественно-политической и социально-экономической ситуации в странах, из которых в РФ прибывают иностранные граждане. «Проблематикой трудовой миграции наша Федерация занимается много лет, с последствиями несовершенного миграционного законодательства мы сталкиваемся буквально каждый день: в нынешних условиях нормативная база создает «узкие места» в правоприменении, которые потенциально могут обернуться угрозами – взять хотя бы проблему миграционного учета», — говорит Вадим Коженов.

В сентябре текущего года планируется завершение подготовки ключевого законопроекта в рамках реформы миграционного законодательства, реализуемой в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 6 марта 2020 года № Пр-469, который призван систематизировать положение иностранных граждан в России и привести правовые нормы в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Федерация рассчитывает продолжить деятельность в составе рабочей группы законопроекта – в том случае, если органами правосудия будет принято решение о возможности продолжать работу самой Федерации. Из-за ряда недочетов в оформлении документов Минюстом был подан иск о ликвидации организации – разбирательство на этот счет будет рассматриваться Верховным судом. В Федерации надеются на справедливое решение и собирают рекомендательные письма от органов власти, с которыми организация сотрудничала последние годы. Руководство Федерации упирает на наличие аккумулированного ресурса – диалога с контингентом трудовой миграции, что отчасти упростило работу над законопроектом.  В текущей версии законопроекта проработана проблема миграционного учета: сейчас это один из самых проблемных моментов. Трудовые мигранты до 2018 года могли иметь регистрацию либо по месту работы, либо по месту жительства, но в связи с чемпионатом мира по футболу были введены ограничения, которые не сняты до сих пор и теперь зарегистрировать иностранного гражданина можно только по месту фактического проживания, то есть, в квартирах или общежитиях, где они проживают. «Согласно проведенному нами исследованию, более 70% проживают в съемных квартирах, собственники которых, как правило, не горят желанием предоставлять мигрантам временную регистрацию – у владельцев недвижимости много предрассудков относительно прав, которые дает временная регистрация. В итоге мигранту ничего не остается, кроме как купить фальшивую регистрацию – объем теневого рынка регистраций на сегодня оценивается в 30 млрд рублей. Как следствие – у властей нет никакой достоверной информации о реальном месте пребывания иностранца, учет и контроль такого лица фактически невозможен, а для самих мигрантов, в свою очередь, велик риск нарваться на мошенников, которые в реальности регистрации в базе не предоставляют или же в ближайшее время после оформления этой «опции» удаляют мигранта из реестра. Таким образом, добросовестный по факту человек рискует получить штраф с последующим выдворением с территории Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства. Мы в новом законопроекте предлагаем создать единое приложение для миграционного учета, где мигрант сможет самостоятельно указывать свое место пребывания, а периодические проверки на местах позволят валидировать эти данные», говорит Коженов. В новом законопроекте предполагается также введение реестровой модели учета мигрантов, изменения в системе налогообложения с привязкой к уровню поровогой зарплаты. Также предусмотрена возможность распространить действие трудовых патентов на все субъекты Федерации и ряд других мер.