САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 фев - РАПСИ, Михаил Телехов. Участие в торгах без надлежаще оформленной лицензии на осуществление конкретного вида деятельности может быть признано недобросовестной конкуренцией, если организация скрывала несоответствие имеющихся разрешений требованиям аукциона от комиссии по осуществлению закупок. И только случае установления факта монополистической деятельности участника торгов государство вправе требовать с него возврата всей полученной по контракту выручки. Об этом говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованного на его официальном сайте.

Соответствующие выводы были сделаны КС РФ в ходе рассмотрения жалобы ООО "Медэкперт", которое просило проверить конституционность статей 14.8 и части 3 статьи 51 Федерального закона "О защите конкуренции".

Медосмотр в соседнем регионе

Как следует из материалов дела, по результатам выигранного электронного аукциона компания "Медэксперт", расположенная в Кирове, заключила контракт на проведение в 2018 году медицинского осмотра работников Марийского государственного университета, располагающегося в городе Йошкар-Ола. Сумма контракта составила 1,4 миллиона рублей. Медосмотр был проведен на территории университета с использованием передвижного медицинского комплекса. Антимонопольная служба посчитала, что "Медэксперт" нарушил закон о защите конкуренции, подав заявку на аукцион без надлежаще оформленной лицензии. В имеющемся разрешении адресом осуществления деятельности был указан адрес здания клиники в Кирове, а должно было быть указано, что для выполнения контракта в другом регионе будет использоваться передвижной мобильный комплекс. В итоге "Медэксперт" обязали перечислить в бюджет 1,1 миллиона рублей, то есть всю сумму, которую компания успела получить по контракту.

Клиника пыталась оспорить решение антимонопольного органа в суде, но неудачно. Суды подтвердили, что "Медэксперт" был не вправе оказывать услуги на территории Республики Марий Эл до переоформления лицензии, что участники аукциона, понесшие расходы на надлежащее оформление лицензии, лишились возможности стать победителями в результате недобросовестной конкуренции, и что правовым последствием такого поведения является взыскание в бюджет всей суммы дохода по контракту.

"Медэксперт" посчитал, что примененные в деле нормы позволяют ограничивать право предпринимателей на участие в аукционе и обращать в доход государства всю сумму полученной по контракту выручки без учета расходов по его исполнению, и обратился в КС РФ.

Нормы о лицензировании не оспаривались

Сначала КС РФ подробно разобрал вопрос с лицензированием. В своей жалобе заявитель обратил внимание суда на то, что оказание медицинских услуг с использованием передвижных комплексов отвечает государственной политике в области здравоохранения и направлено на защиту права пациентов получать доступную и квалифицированную медицинскую помощь на началах рыночной конкуренции. Это, по мнению заявителя, подтверждается и тем, что Постановлением Правительства РФ № 1154 Положение о лицензировании медицинской деятельности дополнено нормой, в силу которой выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к Положению, может осуществляться лицензиатом, в чьей структуре организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии.

Но обратив на это внимание, КС РФ отметил, что "Медэксперт" не оспаривал нормы о лицензировании медицинской деятельности, а потому они не подлежали оценке при рассмотрении данного дела.

Добросовестная конкуренция

А по сути жалобы КС РФ указал, что недобросовестная конкуренция по самой своей сути нарушает конституционный принцип равенства, а потому обращение в федеральный бюджет дохода, полученного нарушителем, не может рассматриваться как несоразмерная мера. Но, как подчеркивает КС РФ, участие компании в торгах при отсутствии у нее надлежаще оформленной лицензии не может быть признано недобросовестной конкуренцией, если такое несоответствие могло быть установлено комиссией по осуществлению закупок, а сама организация не совершала каких-либо действий, направленных на сокрытие этого несоответствия.

Таким образом, оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции РФ.

"Поскольку они предполагают, что участие хозяйствующего субъекта в электронном аукционе и исполнение заключенного по его результатам контракта в отсутствие у него надлежаще оформленной лицензии, позволяющей осуществлять деятельность по исполнению государственного (муниципального) контракта, не может быть признано недобросовестной конкуренцией и влечь возложение на него обязанности перечислить в федеральный бюджет доход, полученный им по этому государственному (муниципальному) контракту", - говорится в постановлении КС РФ. 

Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.