Как отразилось санкционное бремя на сфере патентования? Как отличается темперамент изобретателей и нужно ли бороться с "грязными" приемами в сфере интеллектуальной собственности? Какие патентные стратегии выбирает бизнес? 

Эти и другие вопросы агентство РАПСИ задало президенту Евразийского патентного ведомства Григорию Ивлиеву в день вступления в силу Евразийской патентной конвенции.


 - Безусловным плюсом Евразии является климатическое и этническое разнообразие. При этом считается, что разница в темпераменте касается и ведения бизнеса. Есть ли разница в "южных" патентах и "северных"? В их количестве? Кто чаще защищает свои разработки в судах?

 - Безусловно, такое разнообразие является плюсом Евразии, но помимо этого творческая деятельность наших изобретателей во многом определяется теми проблемами, решение которых актуально в конкретной стране или регионе, и теми сферами экономики, которые получили преимущественное развитие в этом месте. Это, действительно, во многом связано с местными природными условиями, промышленностью и традициями.

В частности, заявители из стран, ведущих активную разработку углеводородных ресурсов, активно патентуют новые технологии, связанные с нефте- и газодобычей, транспортировкой и переработкой сырья. Заявители из регионов, где в большей степени развито агропромышленное производство, соответственно, стараются решить стоящие задачи, направленные на повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и хранения. В регионах с развитым машиностроительным сектором, в свою очередь, решаются соответствующие проблемы и так далее.

Что касается "темперамента" заявителей, то следует иметь в виду, что патент на изобретение, в первую очередь, юридический документ и должен формально и предельно точно с использованием общепринятой технической терминологии описывать сущность нового технического решения. Какие-либо эмоции тут не принесут пользы делу, скорее наоборот. Даже патент, выданный на самое интересное и оригинальное с точки зрения потребителя изобретение, будет описывать его сугубо техническим языком, зачастую понятным только узким специалистам. В то же время при регистрации промышленных образцов могут быть реализованы любые эмоционально или этнически окрашенные идеи.

Количество подаваемых патентных заявок из того или иного региона также определяется скорее не "южным" и "северным" темпераментами, а многими другими факторами, такими как инновационная бизнес-активность в регионе, развитие системы технопарков, государственная поддержка технического творчества молодежи и обучение в области интеллектуальной собственности (ИС).

- Единый и свободный рынок Евразии позволяет выбрать десятки, если не сотни ниш для старта. Особые знания, ноу-хау и новаторство дают отличный задел для старта и развития. Если посмотреть на патентные заявки, какие ниши выбирают предприниматели?

- Действительно, простор для технического творчества огромен. Но говоря о стартапах, мы, прежде всего, подразумеваем бизнес-проекты, которые способны принести на рынок действительно новые и оригинальные товары, технологии, услуги, чтобы именно такая оригинальность стала залогом будущего коммерческого успеха. И это могут быть разные направления техники. Но в современном мире это, конечно, бизнес-идеи, связанные с новыми информационными и коммуникационными технологиями, фармацевтикой, технологиями в области экологии.

- Касательно "грязной игры" в патентных стратегиях большого бизнеса. Интеллектуальная собственность считается очень свободной правовой областью в плане конкуренции и свободы принятия решений. Стоит ли целенаправленно бороться с "мертвыми", "провокационными" и "маскирующими" патентами?

- Интеллектуальная собственность, хотя и считается свободной областью в плане конкуренции и принятия решений, тем не менее, живет по своим строго очерченным правилам. В ее основе – баланс интересов патентообладателя и общества, который достигается законодательно установленной системой охраны. У правообладателя есть право использовать защищенный патентом объект и запрещать иным лицам его использование, но у него есть и обязанность его использовать, причем добросовестно. 

Надо ли бороться с недобросовестной конкуренцией, решает правообладатель. Это его интерес. Но все необходимые для этого механизмы существуют, и он вправе ими воспользоваться. 

Например, если есть патенты, полученные для того, чтобы тормозить развитие той или иной сферы, вытеснить конкурентов с рынка, можно в зависимости от ситуации запросить выдачу принудительной лицензии или воспользоваться другим законодательно установленными случаями ограничения исключительного права на изобретение, охраняемое патентом.

Если лицом до даты подачи конкурентом заявки на выдачу патента добросовестно использовалось решение, тождественное запатентованному впоследствии, или были сделаны к этому приготовления, оно может воспользоваться принадлежащим ему правом преждепользования и продолжить использование своего решения. Но в любом случае целесообразно предвосхищать ситуации, когда конкуренты могут запатентовать тождественное решение, в том числе и в целях захвата рынка сбыта. А делать можно только путем самостоятельной подачи аналогичных заявок.

- Какие патентные стратегии сейчас выбирает честный и крупный бизнес? Есть ли новеллы в этой области?

- Первое, о чем необходимо понимать – это необходимость своевременно защищать свои разработки и всегда подавать патентные заявки.

Следующий вопрос, который всегда возникает, учитывая глобальный характер экономики, – это как правильно выбрать территорию будущего патентования и какие для этого есть процедуры, которые делают процесс зарубежного патентования более эффективным. Для исследования потенциального рынка своих разработок сейчас доступны современные технологии, позволяющие анализировать патентную активность в мире в интересующем вас направлении. Создание патентных ландшафтов как результат патентной аналитики задаст нужное направление для следующих шагов в патентовании своих разработок.

Что касается эффективных процедур зарубежного патентования, то арсенал соответствующих средств год от года расширяется. Но прежде всего для изобретателей и предпринимателей хочется настоятельно рекомендовать евразийскую процедуру получения единого регионального патента, дающую охрану изобретений на территории восьми евразийских государств, из числа которых пять входит в Евразийский экономический союз. Евразийский патент – единственный инструмент правовой охраны изобретений, обеспечивающий охрану сразу на территории всех государств-членов ЕАЭС.

Для получения патента в других зарубежных странах наиболее оптимально использовать процедуру Договора о патентной кооперации, которая позволяет на основе единой международной заявки охватить практически все страны мира. При этом данная процедура дает «отсрочку» в принятии окончательного решения в выборе необходимой заявителю территории патентования, соответственно, позволяет избежать неоправданных финансовых затрат. 

Кроме этого, в настоящее время заявители в ряде ведомств могут воспользоваться процедурой ускоренного рассмотрения заявок в рамках двусторонних и многосторонних Программ ускоренного патентного делопроизводства (РРН). Суть данных программ заключается в ускоренном рассмотрении заявки в зарубежном ведомстве при наличии положительного решения по заявке, принятого в ведомстве-партнере по такой программе. Евразийское патентное ведомство является участников программ РРН с рядом зарубежных ведомств, таких стран как Китай, Республика Корея, Япония, Финляндия, а в ближайшее время география таких стран заметно расширится.

Также бизнес теперь может получать евразийские патенты не только на изобретения, но и на промышленные образцы, то есть охранять дизайн своих изделий одновременно на территории семи государств. Одна заявка на русском языке, один набор пошлин и в одной валюте и один поверенный, в случае подачи заявки заявителем не из договаривающегося государства. При этом региональная система отличается от национальных систем договаривающихся государств отсутствием требований по ежегодному поддержанию патента в силе и соблюдению принципа "единства промышленного образца" (в одну заявку можно включить до ста промышленных образцов, относящихся к одному классу МКПО). А также возможностью подачи возражения против выдачи патента на стадии заявки и урегулирования некоторых видов споров посредством медиации.

- Как Евразийское патентное ведомство помогает молодым бизнесменам? Вы работаете с бизнес-акселераторами и бизнес-инкубаторами?

- ЕАПВ традиционно уделяет большое внимание работе с молодежью. В их руках наше будущее и то, каким оно будет. В этом году этот очень правильный вектор был поддержан Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и всем профессиональным сообществом ИС – теме была посвящена масштабная кампания к Международному дню интеллектуальной собственности.

Евразийское патентное ведомство является партнером ряда региональных и международных конкурсов для детей, молодежи, молодых ученых и предпринимателей в области интеллектуальной собственности. В 2017 году наше ведомство учредило специальную награду – медаль "Взгляд в будущее". Этой медалью награждаются школьники, студенты, молодые ученые и предприниматели, продемонстрировавшие выдающиеся результаты в сфере изобретательства и управлении ИС. С 2019 года ЕАПВ проводит Евразийскую патентную универсиаду. За эти годы школьниками, студентами, молодыми учеными из всех стран-членов ЕАПО было представлено почти 400 проектов и работ в области научно-технического творчества и промышленного дизайна.

Кроме этого, Евразийское патентное ведомство также проводит обучение и стажировки. Эксперты ЕАПВ участвуют в качестве лекторов и наставников в образовательных инициативах, в работе бизнес-акселераторов. Они подробно рассказывают и показывают, как подать заявку и какие преимущества дает евразийский патент на изобретение или промышленный образец.

Из недавних инициатив хотел бы отметить, что совместно со Всемирной организацией интеллектуальной собственности реализуем проект по управлению правами в технопарках. Совместно с ВОИС в пилотных технопарках будут организованы обучающие программы, касающиеся различных аспектов, в том числе оценки, маркетинга в сфере ИС. По итогам будут сформированы общие рекомендации, чтобы результаты проекта могли быть распространены и на другие технопарки. Так мы расширим круг бенефициаров проекта.

- Предприниматели опасаются, что патент не способен защитить их идеи на международном пространстве. А международные судебные тяжбы позволить себе могут только единицы. Вы можете их переубедить?

- Прежде всего, патент удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на изобретение и промышленный образец. С учетом того, что все патентные ведомства при проведении экспертизы проверяют мировую новизну, а данные обо всех выданных патентах публикуются в открытых источниках, получение патента создает условия для того, чтобы другое лицо не могло получить исключительные права на аналогичное техническое решение. 

Во-вторых, хотел бы отметить, что в настоящее время не существует «мирового патента», права интеллектуальной собственности имеют территориальный характер. Поэтому если вы получили исключительно национальный патент, о международных судебных тяжбах говорить в принципе не приходится. 

При наличии продукта с экспортным потенциалом правообладатель должен иметь очень четкую патентную стратегию, понимание по перспективным для себя рынкам, которые необходимо охватить с точки зрения обеспечения правовой охраны, оценить риски нарушения прав, грамотно и внимательно относиться к распоряжению своими правами.

Что касается именно евразийского пространства, ЕАПВ работает над инициативой совершенствования системы рассмотрения споров в отношении объектов ИС, имеющих региональный охват охраны. Мы выступаем за создание единой евразийской юрисдикции – единого суда, который бы рассматривал споры в отношении евразийских патентов в централизованном порядке. Таким образом, правообладатели получат более эффективный механизм защиты своих прав, смогут существенно сэкономить время и ресурсы.

- Можно ли сказать, что пандемию коронавируса патентный мир пережил и "пережевал"? Как санкционные издержки на него повлияли?

- Как ни странно, эпидемия коронавируса существенно не отразилась на планетной активности, как к евразийском регионе, так и целом в мире. На первых этапах отмечался небольшой спад в количестве поданных патентных заявок, что, прежде всего, связано с нарушением работы традиционных средств коммуникации. Вместе с тем патентные ведомства и патентное сообщество в целом быстро адаптировалось к новым условиям. Можно сказать, пандемия стремительно ускорила перевод практически всех патентных процедур в цифровую среду. Это не только подача патентных заявок в электронной форме, но и электронное получение корреспонденции, дистанционное участие сторон в экспертных совещаниях, в рассмотрении патентных споров в патентных ведомствах и в судах. Сюда можно отнести выдачу охранных документов в электронной форме, электронный обмен приоритетными документами и так далее.

С одной стороны патентный мир отреагировал на пандемию подачей патентных заявок на вакцины для профилактики коронавирусной инфекции и противовирусные препараты для лечения заболеваний, ею вызванной. С другой стороны патентные ведомства обеспечили беспрецедентно быстрое рассмотрение таких заявок. Все вместе взятое позволило патентному миру внести существенный вклад в преодоление данного кризиса.

Что касается санкций, мы привержены принципу, что в сфере правовых взаимоотношений нет места политизации. В своей работе мы должны следовать исключительно интересам пользователей системы ИС. ЕАПВ выступило с этой позицией в Женеве в рамках прошедших заседаний Ассамблей Всемирной организации интеллектуальной собственности, будем продвигать ее и на других доступных международных площадках.

Односторонние нелегитимные меры в сфере ИС полностью противоречат нормам международного права. Получение правовой охраны объекта ИС неправомерно увязывать с основаниями политического характера, гражданством или принадлежностью к какой-либо юрисдикции.

Инициированные разного рода "заморозки" имеют сугубо деструктивный характер и являются неисполнением принятых государствами международных обязательств. Санкционные меры разрушают сложившуюся систему и провоцируют правовую неопределенность для глобальной системы ИС, осуществления законных прав и интересов правообладателей и заявителей. 

Ведомства ИС осуществляют высокую гуманистическую миссию – поддерживать творчество и новаторство. Любые санкции дискредитируют только их авторов. Такие барьеры не могут оказывать воздействия на политическую ситуацию, а "заморозками" сотрудничества патентных ведомств не остановить технический прогресс.