Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Ленинград, 2 января. (ТАСС). На утреннем заседании продолжался допрос свидетелей, дополнительно вызванных судом по ходатайству государственного обвинителя.

Свидетель С. Н. Давыдов, начальник специальной проектно-реставрационной мастерской Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР, участвовал в расследовании фашистских злодеяний в Новгороде и Пскове. Он рассказывает о варварских разрушениях, произведенных немцами в этих древних русских городах. Немецкие варвары превратили в руины жилые дома, культурные и общественные учреждения, осквернили памятники русской национальной культуры, разграбили ценности искусства. В Пскове разрушено много памятников русского церковного и гражданского зодчества.

Свидетель протоиерей П. П. Тарасов, настоятель центрального Николо-Богоявленского собора и секретарь митрополита Ленинградского и Новгородского, сообщил суду о многочисленных фактах кровавых злодеяний немецко-фашистских захватчиков и надругательствах над русской православной церковью. В Петродворце под развалинами церквей погибло до 1.000 женщин, детей и стариков, которые искали убежища от немецких бомбежек и обстрелов.

Затем дает показания свидетель подполковник медицинской службы Владимирский, судебно-медицинский эксперт Ленинградского военного округа. По приглашению Чрезвычайной Государственной Комиссии он исследовал трупы советских людей, замученных и уничтоженных гитлеровцами. Он присутствовал при раскопках мест захоронения бесчисленных жертв фашистских кровавых преступлений, видел тысячи трупов, сваленных в огромные рвы. В лесу, расположенном в 38 километрах от Гатчины, было обнаружено место массового расстрела советских людей. В гигантском рву лежали штабелями около 3 тысяч трупов.

Государственный обвинитель задает вопрос свидетелю Владимирскому:

- В каком районе больше всего обнаружено могил замученных и расстрелянных немцами советских граждан?

- Центром уничтожения людей в пределах Ленинградской области был Псков, - отвечает свидетель.

По ходатайству государственного обвинителя после перерыва был продемонстрирован документальный фильм о немецко-фашистских злодеяниях на территории Ленинградской области.

Кадры, заснятые кинооператорами Ленинградского фронта, начиная с 1941 года, документально подтверждают чудовищные преступления немецко-фашистских злодеев в Ленинградской области.

После демонстрации фильма государственный обвинитель задает дополнительные вопросы подсудимому Ремлингеру, о преступной деятельности которого дали дополнительные показания свидетели. Государственный обвинитель предлагает подсудимому ответить, кто в Пскове приводил в исполнении приговоры над советскими гражданами. Ремлингер пытается отрицать свое участие в расстрелах советских граждан.

В ходе судебного следствия выясняется, что расстрелы мирных граждан производились жандармерией, находившейся в подчинении у Ремлингера.

Затем по ходатайству государственного обвинителя зачитываются акты о злодеяниях немцев в деревнях Пикалиха, Мачково и Малые Пети. Эти документы приобщаются к материалам следствия.

Председатель суда объявляет судебное следствие по делу законченным.

Речь государственного обвинителя генерал-майора юстиции Петровского

- На территории Ленинградской области в период ее оккупации фашистскими палачами было расстреляно, заживо сожжено и замучено более 60.000 мирных советских граждан, в том числе детей, женщин и стариков. Угнано на фашистскую каторгу свыше 500.000 советских людей. Фашистские бандиты разрушили и повредили свыше 150.000 домов, 3.783 промышленных учреждений, исторических памятников и музеев. Древнейшие русские города Псков и Новгород превращены в развалины. Варварскому разрушению, взрывам, пожарам и разграблению подверглись известные всему миру новгородские и псковские соборы и церкви, исторические дворцы, музеи в Пушкине, Петергофе, Павловске и Гатчине. Много тяжелых ран фашистские разбойники причинили Ленинграду.

- Судебным следствием доказано, - продолжает государственный обвинитель, - что к числу гитлеровских палачей и бандитов, совершавших расправы над советскими людьми, принадлежат все сидящие на скамье подсудимых одиннадцать военнослужащих германской армии: Ремлингер, Штрюфинг, Фогель, Энгель, Бем, Зоненфельд, Янике, Герер, Дюре, Скотки и Визе. Все они совершили на территории Ленинградской области такие злодеяния, как массовое истребление населения, массовый угон советских людей в немецкое рабство, сплошное сожжение населенных пунктов, разрушение и разграбление имущества.

При этом они не только выполняли преступные приказы высшего командования, но проявляли свою личную преступную инициативу, действуя с изощренной нечеловеческой жестокостью: они сжигали мирных советских граждан живыми; они без всяких причин расстреливали женщин, стариков и малолетних детей. То, что нам удалось установить в отношении привлеченных по настоящему делу обвиняемых, - это далеко не все. Но и то, что бесспорно установлено, ужасает и возмущает, как кровавый кошмар.

- Весь наш народ, - говорит государственный обвинитель, - ждет от вас, граждане судьи, справедливой, суровой кары виновникам этих злодеяний. Совесть человеческая не может примириться с тем, что эти изверги, хладнокровные убийцы стариков, женщин и детей, живут на земле. Пусть злодеи услышат суровый приговор советского суда. Преступления всех подсудимых предусмотрены статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года. В соответствии с этим Указом я прошу приговорить всех подсудимых к смертной казни через повешение.

Затем предоставляется слово защите.

Защита

Адвокат Зимин, защищающий по назначению суда подсудимого Ремлингера, отмечает, что за кошмарные преступления, совершенные немцами на территории, подведомственной коменданту Пскова, несет ответственность не только его подзащитный, так как здесь действовали также части, не находившиеся в его подчинении. Защитник просит учесть это обстоятельство при определении меры наказания подсудимому Ремлингеру.

Адвокат Борхов, защищающий подсудимых Бема, Янике, Фогеля и Визе, прости суд при вынесении приговора учесть неодинаковую степень преступлений его подзащитных. Адвокат Галепский просит суд снизить меру наказания его подзащитным Энгелю, Зоненфельду и Гереру, основываясь на том, что они были лишь непосредственными исполнителями преступных приказов высших командиров германской армии.

С такой же просьбой обращается к суду адвокат Крольков, защищающий подсудимых Дюре и Скотки.

Председательствующий объявляет, что прения сторон закончились, и предоставляет последнее слово подсудимым.

Подсудимые Бем, Энгель, Скотки, Штрюфинг, Янике, Герер, Фогель полностью признают предъявленные им обвинения и просят суд о снисхождении. Подсудииый Визе снова пытается отрицать свою вину. Подсудимый Дюре от последнего слова отказывается.

Приговор

Ленинград, 4 января. (ТАСС). На вечернем заседании председательствующий предоставил последнее слово подсудимым Ремлингеру и Зоненфельду.

В 19 часов 30 минут суд удалился на совещание. Поздно вечером председательствующий – полковник юстиции т. Комлев огласил приговор Военного трибунала.

Военный трибунал Ленинградского военного округа признал бывших военнослужащих германской армии Ремлингера Генриха Генриховича, Штрюфинга Карл-Германа, Визе Франца, Энгель Фрица, Герер Эрвин-Эриста, Дюре Арно, Зоненфельд Эдуарда, Бем Эрнста, Скотки Эрвина, Янике Гергарда, Фогель Эриха-Пауля виновными в совершении массовых расстрелов, зверств и насилий над мирным советским населением, в сожжении и разграблении городов и сел, в угоне советских граждан на немецкую каторгу, т. е. преступлениях, предусмотренных ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета Союза ССР от 19 апреля 1943 года.

Руководствуясь статьей 4 Уголовного кодекса РСФСР и статьями 319 и 320 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и учитывая степень виновности каждого из подсудимых, Военный трибунал приговорил:

Ремлингера Генриха Генриховича, Штрюфинг Карла-Германа, Бем Эрнста, Энгель Фрица, Зоненфельд Эдуарда, Янике Гергарда, Скотки Эрвина, Герер Эрвина-Эрнста – к смертной казни через повешение.

Фогель Эрих-Пауля и Визе Франца – к ссылке в каторжные работы сроком на 20 лет каждого.

Дюре Арно – к ссылке в каторжные работы сроком на 15 лет.

(Правда, 3, 4, 5 января 1946 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены