МОСКВА, 5 апр - РАПСИ. Председатель Арбитражного третейского суда города Москвы (АТСМ) Алексей Кравцов рассказал РАПСИ о проблемах сторон и суда при взыскании третейского сбора.

По его словам, в отличие от АТСМ другие третейские суды (ТС) не дают финансовых гарантий исполнения своих решений. Однако такая практика открывает участникам третейских разбирательств возможность взыскания с ТС оплаченных третейских сборов в любых случаях отказа в выдаче исполнительного листа по основанию отсутствия у ТС компетенции на разрешение соответствующего спора, отметил Кравцов. «Такой подход наносит удар по самой идее третейского разбирательства как альтернативного способа разрешения споров, который предполагает, что стороны несут расходы по его проведению», - считает эксперт.

В качестве примера он привел два спора с участием ЗАО «Ланит», которые рассматривал АТСМ. В одном споре были взысканы текущие платежи с завода, в отношении которого на момент рассмотрения третейским судом спора была введена процедура наблюдения. В рамках другого дела был взыскан штраф за неисполнение указанного решения третейского суда, предусмотренный Регламентом АТСМ.

Глава суда сообщил, что судами в выдаче исполнительных листов было отказано. По первому делу исполнительный лист был выдан судом первой инстанции, однако кассационная инстанция отменила это определение. По второму делу (взыскание штрафа) было отказано в выдаче исполнительного листа и первой, и второй инстанцией.

Компания «Ланит» обратилась в суд с иском о взыскании третейского сбора, оплаченного по данным делам. Она ссылалась на положения регламента АТСМ, которые предусматривают возможность возврата третейского сбора в случае, если государственным судом отказано в выдаче исполнительного листа при условии, что получением исполнительного листа занимались специалисты ТС суда и были использованны все доступные процессуальные средства обжалования. «Однако материально-правовым обоснованием для удовлетворения судами заявленных требований явилось неосновательное обогащение – неосновательное удержание третейского сбора по делам, в выдаче исполнительных листов по которым отказано», - сообщил Кравцов.

Судом первой инстанции требования ЗАО «Ланит» были удовлетворены частично (взыскан третейский сбор по первому делу). Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции изменила, взыскав в полном объеме третейские сборы, оплаченные по обоим делам.

При этом, по словам главы суда, особенностью обоих судебных актов является то, что третейский сбор взыскан в качестве - неосновательного обогащения. Суды посчитали, что установленный судебными актами об отказе в выдаче исполнительных листов факт отсутствия компетенции третейского суда на рассмотрение указанных споров указывает на отсутствие оснований для удержания денежных средств, оплаченных ЗАО «Ланит» в качестве третейского сбора, в силу статьи 1102 Гражданского кодекса РФ (неосновательное обогащение).

Кравцов обратил внимание на содержание апелляционного постановления. Сам факт отсутствия у третейского суда компетенции на рассмотрение спора, установленный определением компетентного суда об отказе в выдаче исполнительного листа (т.е. обстоятельство, возникшее после проведения и завершения третейского разбирательства, инициированного самим истцом), является достаточным основанием для квалификации действий ООО «РКЦ Третейского суда в Москве» как получателя третейского сбора в качестве неосновательного обогащения, отметил он.

«В указанных судебных актах вопрос о взыскании третейского сбора, как неосновательного обогащения поставлен не в зависимость от самого факта проведения третейского разбирательства, а от факта отсутствия у ТС компетенции на рассмотрение соответствующего спора, установленного последующим (после проведения третейского разбирательства) определением компетентного суда об отказе в выдаче исполнительного листа», - считает эксперт. Это, по мнению Кравцова, противоречит правовой природе третейского сбора, который по смыслу Закона о третейских судах носит компенсационный характер за проведение третейского разбирательства. «Такие судебные акты существенно меняют судебную практику, которая традиционно возможность взыскания оплаченного третейского сбора ставила в зависимость исключительно от факта проведения третейского разбирательства: в случае, если третейское разбирательство было проведено и окончилось вынесением решения по существу спора, то третейский сбор не может быть взыскан как неосновательное обогащение», - резюмировал эксперт.