МОСКВА, 2 ноя — РАПСИ, Никита Ширяев. Новый порядок формирования и деятельности арбитражных учреждений, вступивший в силу 1 ноября, обсудили эксперты на пресс-конференции, организованной Федеральной палатой адвокатов (ФПА) РФ.

Новый этап в развитии института третейского разбирательства в РФ начался с момента принятия Федерального закона от 29 декабря 2015 года «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 ноября 2017 года осуществлять деятельность по администрированию арбитража смогут только арбитражные учреждения, получившие разрешение Правительства РФ. Таким образом, свою деятельность прекратили более двух с половиной тысяч третейских судов.

По мнению экспертов, наличие специального права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения позволит улучшить качество российского арбитража, приведет его к соответствию мировым стандартам. Как отметил президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, существование нескольких тысяч третейских судов не могло не породить хаоса и некой неопределенности в том, как же вершится такое правосудие. В своем выступлении он также отметил важность вовлечения ФПА в процесс реформирования третейского разбирательства, поскольку в целом ряде общеизвестных мировых арбитражных институтов именно адвокаты составляют значительную часть арбитров.

Председатель Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ Алексей Костин считает, что на сегодняшний день в России функционируют лишь четыре постоянно действующих арбитражных учреждения (ПДАУ), два из которых – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации – были образованы еще в начале 30-х годов прошлого века. Однако они продолжают успешно работать, создавать региональные отделения.

Член президиума Арбитражного центра при Институте современного арбитража Анна Грищенкова заметила, что еще несколько уважаемых арбитражных учреждений должны получить от правительства разрешение, а от государственных судов – помощь, без которой новая система работать не сможет. В свою очередь, заместитель председателя Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции РФ Вадим Чубаров добавил, что около 30 заявок от некоммерческих организаций, желающих администрировать третейские споры, находятся в данный момент на рассмотрении в Минюсте России.

О растущем во всем мире спросе на третейское разбирательство, который объясняется ускорением и глобализацией экономических процессов, рассказал ответственный администратор Арбитражного центра при Институте современного арбитража Андрей Горленко. По его словам, в этом процессе у нашей страны есть определенные преимущества в силу конфиденциальности третейского разбирательства, относительной быстроты рассмотрения споров, возможности выбора в качестве арбитра специалиста в конкретной области.

Отвечая на вопросы журналистов, Чубаров пояснил, что споры, начатые до 1 ноября 2017 года, могут быть разрешены арбитрами ad hoc, то есть назначенными для разрешения конкретного спора, если только стороны не договорятся об иной процедуре его разрешения. Однако после 1 ноября часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой. В этом случае стороны могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Подводя итоги, эксперты сошлись на том, что российский арбитраж начинает соответствовать мировым стандартам, недобросовестные третейские суды ушли в прошлое, однако пока рано говорить о точном количестве ПДАУ, необходимых для эффективной деятельности, поскольку еще неясно, будет ли пользоваться обновленное третейское разбирательство спросом у бизнеса.

В настоящее время право администрировать арбитраж имеют Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ, Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ, Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей и Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража». Арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность. Решения таких учреждений считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом, и не могут являться основанием для выдачи исполнительного листа.