Если вред от приёма «цифрового алкоголя» и прослушивания «аудионаркотиков» будет научно доказан, то их распространение необходимо законодательно запретить по аналогии с запретом контента, склоняющего подростков к суициду, а блокировкой таких материалов должен заняться Роскомнадзор. При этом расширять текущее понятие наркотиков не нужно, поскольку блокировать можно любую информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность, считают опрошенные РАПСИ эксперты.


В понедельник на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге представители делегации из Казахстана представили «цифровой алкоголь» — изделие, представляющее собой наушники, издающие специальные звуки, прослушивание которых, по словам изобретателей, «расслабляет как шот алкоголя». 

Законодательный запрет 

По словам адвоката, заместителя председателя МКА «Центрюрсервис» Ильи Прокофьева, в настоящее время законодательство не регулирует и не содержит запрета на производство и распространение такого рода продукции.

«В дальнейшем такое регулирование может появиться, но только в том случае, если будет научно доказано, что данные аудиофайлы негативным образом воздействуют на сознание или психику человека. Несомненно, если вред от прослушивания таких звуков будет доказан, то запрет на их производство и распространение будет необходим и принят путем внесения изменений в законодательные акты по аналогии с запретом на нежелательный контент, склоняющий подростков к суициду или запрет на незаконное производство и распространение порнографических материалов», — уточнил Прокофьев. 

Его коллега, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права «Максима Лигал» Максим Али в свою очередь предположил, что если «цифровой алкоголь» и «цифровые наркотики» привлекут внимание государства, то их распространение в сети может блокироваться Роскомнадзором. 

«Для этого даже не нужно расширять текущее понятие наркотиков. Блокировать можно любую информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность. А в законе давно есть составы за причинение вреда здоровью и оказание небезопасных услуг. Не говоря уже о том, что в практике пропаганда наркотиков трактуется максимально широко – а это тоже блокировка, и еще штраф», — отметил эксперт.

При этом адвокат не исключил, что в случае, если производители такой цифровой продукции обманывают клиентов относительно её эффекта, то они вполне могут стать фигурантами уголовного дела о мошенничестве.

«В этом сценарии торговцы воздухом смогут себя в какой-то мере обезопасить, если начнут использовать аккуратные формулировки на сайте и в пользовательских соглашениях. В реальности многие клиенты обращают на них меньше внимания, чем на яркий маркетинг», — констатировал Али.

Хорошо забытое старое 

Он напомнил, что «цифровой алкоголь» и даже «цифровые наркотики» отнюдь не новое явление.

«В середине нулевых был бум «аудионаркотиков». Пользователям предлагалось купить и прослушать определенные звуковые файлы, напоминающие шумы. Якобы за счет бинауральных волн такие специфически звуки вызывали психоактивное действие. Насколько мне известно, никаких веских доказательств эффекта от таких «аудионаркотиков» так и не появилось. Равно как и доказательств их вреда. Но свой юридический след цифровые наркотики все же оставили – их запрещено продвигать правилами «В Контакте», — добавил адвокат. 

Начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Альберт Тумаков также указал, что «аудионаркотики» не являются каким-то новым изобретением.

«Внятного научного обоснования их действенности за все время их существования так и не было получено. Различные эксперты, объясняя реакцию людей, «принимавших» подобного рода «наркотики» и ощутивших какое-либо изменение своего состояния, ссылаются на эффект плацебо. Представляется, что само название «цифровые наркотики» манипулятивно и направлено на то, чтобы вызвать у человека ассоциацию с запретным плодом, вкусить который, в отличии от реальных наркотических веществ, можно без риска возникновения юридической ответственности. Однако эта манипуляция подействует не на всех, поскольку испытывать на себе то, что прямо названо наркотиком у здравомыслящего человека желания не возникнет», — отметил Тумаков. 

Маркетинговый ход

По его словам, маркетинговая модель «цифрового алкоголя» работает по такой же схеме. 

«Однако в целом этот стартап вызывает лишь улыбку и рождает вопросы, на которые не будет дано ответов: будет ли продаваться цифровой алкоголь на цифровых маркетплейсах после 23:00; станет ли цифровой алкоголь атрибутом застолья; будет ли налажен выпуск лекарств от цифрового похмелья и так далее», — прокомментировал «ноу-хау» эксперт.  

При этом вопрос правового регулирования Тумаков связал непосредственно с действием «цифрового алкоголя», который должны быть подтверждены научно.

«Однако представляется, что цифровой алкоголь – это явление, хайп вокруг которого искусственен и, вероятно, скоро рассеится вовсе. Таким образом, планы о строительстве цифровых наркологических отделений преждевременно, хотя цифровой детокс создателям «цифрового алкоголя» пошел бы на пользу», — заметил Тумаков.

Он отметил, что до тех пор пока в широкий оборот не вошли нейрочипы, которые действительно могут оказывать непосредственное воздействие на определенные области головного мозга, и специальные программы для этих чипов, под управлением которых будут стимулироваться зоны, отвечающие, к примеру, за удовольствие, говорить о цифровых наркотиках или алкоголе как о действительном явлении, а не маркетинговом ходе, преждевременно.

«Бесспорно, музыка может оказывать влияние на психику и сознание, однако никому в голову не приходило назвать постукивание в такт ногой, ритмичные движения танца под музыку следствиями её пагубного и уж тем более вредной привычкой», — резюмировал эксперт.