Деятельность Михаила Сперанского серьезным образом способствовала становлению правовой системы России и оказала значительное влияние на развитие юриспруденции в государстве. О создании «Свода законов Российской империи» и других достижениях выдающегося российского правоведа рассказывает в тридцать девятом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.


С начала складывания русского централизованного государства ежегодно выходило много новых законов. Поэтому со временем их накопилось огромное количество. Какого-то строгого порядка их учета в органах власти не существовало. Довольно часто в разных законах крылись противоречия и порой существенные. 

Устаревшие законы порой не отменялись. Отсюда возникла острая необходимость в систематизации всех этих нормативно-правовых актов и в устранении противоречий в них. Такая потребность обозначилась еще в XVIII веке и попытки кодификации уже предпринимались монархами, но из-за чрезвычайной сложности и большого объема работы они не увенчались успехом. Как будто эта многотрудная задача ждала своего исполнителя, который бы по своему уровню соответствовал её масштабу и сложности. 

На этот вызов времени явился ответ в лице выдающегося юриста Михаила Михайловича Сперанского, которого мы заслуженно считаем основоположником юридической науки и классического юридического образования в России.

Фигура М.М. Сперанского − одна из крупнейших в истории российского права. Список его разработок и проектов реформ огромен. Вначале его деятельность протекала при императоре Александре I. Они с молодым монархом оказались в главных вопросах единомышленниками, так как оба находились под влиянием работ французских просветителей. В Государственном совете, учрежденном в 1810 году по проекту Сперанского, он становится государственным секретарём — самым влиятельным сановником России и вторым после императора лицом в государстве. 

О большом вкладе Сперанского в государственное строительство и в развитие российского права хорошо было известно и за рубежом. Очевидцы встречи Александра I с Наполеоном в 1808 году в Эрфурте рассказывали о шутке Наполеона, который, кивнув на участвовавшего во встрече Сперанского, якобы предложил Александру I: «Не угодно ли вам, государь, уступить мне этого человека в обмен на какое-нибудь королевство?»

Однако консервативная среда настолько решительно выступила против планируемых прогрессивных преобразований, что император вынужден был отказаться от своих планов радикальных реформ и отправить в ссылку их главного разработчика.

Но в 1816 году Сперанский был возвращен на государственную службу и назначен пензенским губернатором. Благодаря своим личным качествам, способностям, порядочности и честности Сперанский приобрел здесь необычайную популярность и получил прозвище «благодетеля края».

В 1819 году Сперанский назначается генерал-губернатором Сибири. При этом он получает поручение царя провести основательную ревизию деятельности местных органов власти. А ревизии в Сибири давно не проводилось, и чиновники, начиная с губернаторов, погрязли в чудовищной коррупции и взяточничестве, грубо и дерзко нарушая законы, исходя из того, что «до Бога высоко, а до царя далеко». 

Проехав по всей Сибири и прибыв к месту назначения в Иркутск, Сперанский заключил: «Если в Тобольске я отдал всех под суд… то здесь оставалось бы всех повесить». Действительно, под суд пошли оба губернатора: томский и иркутский, а также десятки чиновников. Всего «в противозаконной деятельности» были уличены 681 человек управленцев разного уровня.

В Иркутске Сперанский разработал «Сибирское уложение» — обширный свод реформирования аппарата управления Сибири. Он запретил все ограничения на торговые сделки и все виды монополий. Введение свободной торговли серьезным образом повлияло на улучшение состояния дел в экономическом положении края. Именно Сперанским в Сибири впервые в России был реализован принцип разделения властей: были созданы коллегиальные органы местной законодательной власти — советы.

В 2016 году в Иркутске был установлен памятник М.М. Сперанскому. 

Однако в Сперанском была большая нужда в столице. Кроме него в России не было такого уровня правоведа, которому бы можно было смело доверять разработку новых законов. 

В 1821 император назначает Сперанского управляющим Комиссией составления законов. Одновременно он становится членом Государственного совета по департаменту законов. Ему и было поручено возобновить работы по составлению гражданского и уголовного уложений.

Высочайший уровень способностей и креативности Сперанского был настолько неоспорим, что без него не смог обойтись и новый император Николай I, прослывший, в отличие от Александра I, ярым реакционером. И это при том, что Николаю хорошо было известно, что декабристы в своих планах переустройства России видели первым российским президентом именно М. М. Сперанского.

Николай I в 1826 году поручает Сперанскому самое ответственное дело, которое вообще может быть поручено юристу и которое может выполнить только выдающийся высококвалифицированный правовед: кодификацию российского законодательства за последние 180 лет. 

Колоссальная по объему работа была выполнена уже к 1830 году. На специальном заседании Государственного совета Сперанский представил 45 томов «Полного собрания законов Российской империи» и 15 томов «Свода законов Российской империи». В конце торжественной церемонии Николай I снял с себя звезду ордена Андрея Первозванного и надел её на Сперанского.

В Полное собрание законов были включены все узаконения, изданные верховной властью, начиная с Соборного уложения 1649 года и по окончание царствования Александра I, всего 30 тысяч законодательных актов. В него вошли и действующие, и утратившие силу законы. Все документы были расположены в хронологическом порядке. 

Кроме собственно законов, в Собрание были включены некоторые судебные решения, в самом изложении которых предписывалось распространение их на все подобные случаи, и те, в которых изъяснялся точный смысл того или иного узаконения, а также решения, вынесенные по делам о государственных преступлениях.

Трудности в составлении данного Собрания законов начинались уже с самых первых этапов работы, так как большое число законов хранилось в различных архивах страны, а полных реестров изданных законов вообще не существовало. 

Узаконения, изданные до 1711 года, хранились в архивах упраздненных приказов, Вотчинного департамента и Коллегии иностранных дел; узаконения более позднего времени — в петербургском архиве Правительствующего Сената, Московском губернском архиве старых дел, архивах Кабинета Его Величества, Департамента уделов, Военного министерства, Морского министерства и других ведомств.

А в Свод законов Российской империи вошли только действующие узаконения, сведенные в кодексы, т.е. расположенные не в хронологическом, а в тематическом порядке.

Трудно переоценить значение проделанной под руководством М.М. Сперанского работы. С выходом Полного собрания законов и Свода законов обозначился новый этап в истории развития отечественного права. Эти издания, бесспорно, являются выдающимся достижением русской правовой мысли первой половины XIX века, в которых впервые были обобщены и сформулированы многие юридические понятия. 

Продолжение читайте на сайте 8 августа