Фискалами сегодня называют государственных служащих, чья основная обязанность состоит в сборе, контроле и управлении налогами, а также в обеспечении соблюдения финансовых и налоговых законов. Однако слово фискал появилось в нашем языке еще при Петре I, и первоначально оно означало иное. Подробнее об этом нашей статье.


Как только в России с начала XVIII сложился новый государственный аппарат, остро встали вопросы надзора за процессом «жизнедеятельности» властного механизма и борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Последнее приобрело невиданный размах в молодой империи, престиж которой не просто страдал, а грозил рухнуть, похоронив под собой все начинания Петра Великого.

Однако, чтобы привлечь к ответственности чиновника, нужно было узнать о его преступлении. Так с легкой руки царя появился удивительный институт профессиональных контролеров за теми, чья деятельностью напрямую была связана с государственными деньгами и отправлением государственных обязанностей (фискалитет от латинского fiscus – казна, финансы). Придумал его лично Петр Первый, практически скопировав с тех образцов, что в свое время привез из Европы Генрих Фик, но, конечно, модернизировал в соответствии с русскими реалиями.

Первое упоминание о фискалах появилось в царском указе Сенату от 2 марта 1711 года. Через три дня в другом указе уже упоминается обер-фискал, который должен был «над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд». Обнаружив преступление, обер-фискал обязан был сообщить о нем в Сенат, вне зависимости от должности и положения подозреваемого. Фискалов на первых порах в стране было чуть больше сотни. Региональные фискалы были независимы от местного управления и находились в подчинении у вышестоящего обер-фискала. Каждый год провинциальный фискал осуществлял инспекционные поездки по своей области, контролируя деятельность местных фискальных служащих, при этом обладая полномочиями для их дисциплинарного взыскания или увольнения. Выборы городских фискалов проходили под его руководством и требовали его одобрения; кандидатами могли стать представители купеческого или дворянского сословия, избранные городским сообществом. В приграничных районах фискалы выполняли дополнительные функции, включая надзор за возможным проникновением шпионов в страну, контрабандой запрещённых товаров и попытками граждан покинуть страну без необходимых документов. В сущности, они действовали как агенты государственной безопасности, и в случае обнаружения подозрительной деятельности были обязаны сообщать об этом губернатору.

Людей незнатного происхождения среди фискалов было на первых порах много. Cамым любимым Петром I обер-фискалом был третий по счету глава этой службы, бывший холоп Алексей Нестеров. В 1715 - 1722 гг. на должности обер-фискала он отличался чрезвычайно высокой служебной активностью, границ в борьбе с должностными преступлениями чиновников не ведал. С его подачи началось расследование грандиозной подрядной аферы, в которой подозревались высшие должностные лица - А. Д. Меншиков, сенаторы В.А. Апухтин и Г.И. Волконский, начальник снабжения флота П. Г. Чернышев. Их уличили в классической закупочной махинации – большие чиновники объявляли конкурс на поставку в армию продовольствия, затем через подставных лиц сами подавали заявки на участие и выигрывали. И, конечно, продавали продукцию по завышенным ценам. Узнав об афере, царь сильно возмутился, взял дело под личный контроль и отдал приказ пытать подозреваемых. Всех фигурантов жестоко телесно наказали, уже упомянутого сенатора Волконского пытали дважды, и только Меньшиков отделался крупным штрафом. Именно Нестеров организовал дело против губернатора Сибири Матвея Гагарина, которого в итоге повесили, несмотря на то что за губернатора просили царя тысячи людей, и даже пленные шведы, находившиеся в Сибири, обратились к царю с просьбой о помиловании Гагарина.

Обер-фискал Нестеров так насолил Сенату и всему высшему свету тем, что въедливо наблюдал за их зачастую не сильно чистоплотной службой государю, что на него самого написали множество жалоб и в итоге уличили в мздоимстве и укрывательстве.

В итоге Нестеров после жестоких пыток был казнен возле здания двенадцати коллегий через колесование. Современники рассказывали, что Петр во время казни выглянул в окно и увидев, что Нестеров мучается на колесе, пожалел его и велел прекратить мучения отрубанием головы.

После смерти Петра Первого Императрица Екатерина I указом от 28 мая 1725 года распорядилась прекратить разбирательство по всем уголовным делам, инициированным фискалами до 1721 года. Полномочия фискалов стали пересматриваться, спустя короткое время службу ликвидировали. Институт фискалитета стал первым государственным инструментом, специально сформированным для надзора, обеспечения законности и соблюдения государственного порядка.

Андрей Кирхин


*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора