Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков на этой неделе предложил превратить ОСАГО в фискальный налог, если действующая сейчас схема себя не оправдает.

«Гражданин может исполнить эту обязанность, как фискальную форму сбора с него денежных средств. Это можно трактовать как аналог налога на автовладельца. Он обезличено платит в некий общий фонд и получает право на возмещение», – предложил Прусаков.

Нельзя не отметить, что это абсолютно беспрецедентное предложение. Все опрошенные нами эксперты в один голос утверждают, что нигде в мире ничего подобного нет.

Например, в США обязательное страхование автогражданской ответственности осуществляется в 45 штатах из 50. Но ни в одном из них государство не имеет никакого контроля над тарифами на автострахование. Они устанавливаются исключительно страховыми компаниями. Потому что сумма годового взноса исчисляется по сложной формуле, учитывающей стоимость автомобиля, сила мотора, срок использования,  возраст водителя и его страховую историю, а также многое другое.

Это максимально индивидуализированная услуга, с которой не смогут справиться не специалисты (например, чиновники). Стандартизация приведет к невозможности оплатить почти любой ремонт машины, кроме косметического.

Вопросы без ответов

Замена ОСАГО на фискальный налог невозможна, пока не будут найдены ответы на ряд важных вопросов. Например, как уравнять в обезличенный налог корпоративный «Бентли» и «Москвич» бомбилы, какой критерий выбрать для единой ставки? Как его потом администрировать налоговикам, которые ничего не понимают в страховании автомобилей? Из какого фонда будут выплачиваться компенсации? Пока даже гипотетических вариантов ответа нет ни у одного опрошенного нами специалиста.

Но принципиально важное значение в этой истории имеет даже не угроза плачевных последствий для автовладельцев превращения ОСАГО в налог. Путаница с оценкой размера выплат, затягивание всех сроков, невозможность найти ответственного – это лишь последствия главной проблемы. А суть ее в том, что попытки чиновников взять деятельность страховщиков под свою «крышу», по сути своей, идут в противоположном направлении с интересами Российского государства.

Тот факт, что предложение Роспотребнадзора сделать ОСАГО фискальным сбором, противоречит правительственной стратегии развития страхового рынка, уже отметил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. Государственный план «предусматривает поэтапную либерализацию рынка ОСАГО и повышение роли рыночных отношений. Мы исходим из того, что проведенные в 2014 году существенные изменения законодательства по ОСАГО позволят уже в этом году улучшить качество предоставления услуги», - сказал Моисеев.

Слова чиновника недвусмысленно подтверждают и другие действия государства в области поддержки развития страхования. Например, с 1 января 2015 года россияне могут вычесть определенную сумму из налога на доходы физических лиц при страховании жизни сроком от пяти лет. База для налогового вычета ограничена суммой в 120 тысяч рублей, так что застрахованный может рассчитывать на выгоду до 15,6 тысяч рублей в год.

Тем самым, авторы поправки рассчитывают на рост долговременных страховых договоров. Известно, что в планах к 2020 году сегмент страхования жизни может достичь 2,7 триллиона рублей, то есть примерно 2% от ВВП России. Очевидно, что важнейшую роль в этой стратегии должно сыграть развитие «локомотива» страхового бизнеса – ОСАГО. Так что попытки чиновников оказывать давление на страховщиков выглядят странной (если не сказать подозрительной) антигосударственной активностью.

Чиновник также ссылается на недовольство автовладельцев работой страховщиков, но при этом игнорирует гораздо более заметное недовольство граждан транспортным налогом. Хотя он, по мнению экспертов, утратил свой смысл еще с тех пор, как собранные средства перестали быть целевыми. Изначально сборы от транспортного налога шли исключительно на содержание дорог, теперь же, как замечают экономисты и юристы, они растекаются по региональным бюджетам.

Вряд ли, хоть один простой автовладелец сможет с уверенностью объяснить, за что он платит транспортный налог. Тем более что платить его приходится де-факто всем одинаково: не важно является ли автомобиль ежедневным рабочим инструментом для его владельца, или используется лишь пару раз за год для поездки на дачу, или вовсе простаивает в гараже. Именно такая «эффективная» схема теперь предлагается для страхового налога, который якобы может заменить ОСАГО.

Куда пойдут вырученные с него средства, предсказать еще сложнее.

Таким образом, вместо того, чтобы избавить (или оптимизировать налог) автовладельцев от одного, на сегодняшний день слабо обоснованного, обязательного платежа, чиновники предлагают довесить к нему еще один такой же налог с неопределенными целями и абстрактными гарантиями. Кажется, эта идея заслуживает пристального внимания со стороны особых специалистов.