СТРАСБУРГ, 16 апр - РАПСИ, Владимир Ядута. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не стал выносить решение по жалобе родственников польских военнопленных, расстрелянных в 1940 году под Катынью, на неэффективность расследования этого дела российскими властями, передает спецкор агентства РАПСИ/rapsinews.ru из суда.

Заявители в своей жалобе, в частности, ссылались на нарушение статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции о защите прав человека, так как сочли, что Россия не выполнила вытекающую из этой статьи обязанность провести эффективное расследование гибели их родственников. Расследование было прекращено в 2004 году на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных).

Однако суд не стал выносить решение по жалобе. Как уточняется в пресс-релизе, размещенном на сайте суда, массовый расстрел польских военнопленных являлся военным преступлением, поскольку обязательство гуманного обращения с военнопленными и запрет на убийство были частью обычного международного права, которое советские власти были обязаны соблюдать. Однако даже с учетом того, что военные преступления не имеют срока давности, в период после ратификации Конвенции не было обнаружено каких-либо новых свидетельств или доказательств, которые могли бы возложить на российские власти обязанность возобновить расследование.

В связи с этим суд счел, что рассмотрение жалобы на нарушение статьи 2 выходит за пределы его компетенции.

Оглашение решения Европейского суда по "Катынскому делу". Онлайн >>>

По этому делу в ЕСПЧ в 2007 и 2009 годах были поданы две жалобы, которые позднее объединили в одно производство.

В июле 2011 года суд принял жалобы к рассмотрению лишь по двум статьям Европейской конвенции о защите прав человека - статье 2 (право на жизнь) и статье 3 (запрещение пыток и бесчеловечного и унижающего достоинства обращений). В соответствии с этими статьями заявлялось, что РФ не провела расследование обстоятельств расстрела поляков должным образом, и что она неподобающе отреагировала на обращения заявителей.

ЕСПЧ в понедельник признал Россию нарушившей статью 3 (запрещение пыток) Европейской конвенции о защите прав человека, сочтя, что российские власти не предоставили некоторым из заявителей достаточно информации о судьбе их родственников. При этом судьи не стали выносить решение по жалобе на нарушение статьи 2 (право на жизнь).

По мнению адвоката заявителей Бартоломея Соханьского, суд не смог вынести окончательное решение по второй статье конвенции из-за того, что российская сторона не представила всех документов по этому делу, так как многие из них засекречены. При этом адвокат счел главным достижением процесса в ЕСПЧ признание того, что РФ не в полной мере сотрудничает с судом, ведь именно засекреченность документов и стала основной причиной обращения в страсбургский суд. При этом адвокат не исключил, что расследование в России было проведено должным образом.

"Катынское дело"

Советские власти на протяжении нескольких десятилетий отрицали свою причастность к так называемому Катынскому делу - массовому уничтожению тысяч польских военнопленных и чиновников на территории СССР, в том числе в Смоленской и Калининской (Тверской) областях, а также на Украине и в Белоруссии.

В 1944 году советская комиссия во главе с академиком Бурденко обвинила в расстреле поляков немецких оккупантов, однако весной 1990 года ТАСС распространил заявление о том, что "Катынское дело" представляет собой "одно из тяжких преступлений сталинизма". Согласно рассекреченной записке председателя КГБ Шелепина, в рамках спецоперации НКВД, которая производилась по постановлению ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года, было расстреляно около 22 тысяч депортированных из Польши военных и чиновников.

"Катынский вопрос" долгие годы осложнял российско-польские отношения, и в 2010 году власти РФ опубликовали электронные копии документов о расстрелянных поляках, передав Польше и материалы уголовного дела по расстрелу.

Российская сторона продолжает работу по рассекречиванию материалов "Катынского дела", которое вела Главная военная прокуратура (ГВП) РФ. ГВП 21 сентября 2004 года окончательно прекратила уголовное дело номер 159 на основании пункта 4 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (за смертью виновных).