МОСКВА, 10 янв – РАПСИ. Члены Объединения перевозчиков России (ОПР) Андрей Бажутин и Аркадий Мошников, которые были задержаны в разгар протестов против сборов с грузовиков за проезд по федеральным трассам (системы "Платон") и оштрафованы за нарушение порядка проведения демонстраций, обратились в Страсбургский суд, сообщил РАПСИ во вторник адвокат заявителей Алексей Глухов.

По словам собеседника агентства, в августе 2016 года Бажутин и Мошников отправились из подмосковных Химок в Ростов для встречи с задержанными к тому времени участниками «тракторного марша», среди которых были в том числе члены ОПР. Участники этой акции, кубанские фермеры, планировали доехать до Москвы и встретиться там с президентом Владимиром Путиным, чтобы обсудить с ним насущные проблемы в Краснодарском крае.

На границе Воронежской области активисты были остановлены сотрудниками ДПС, якобы, из-за проблем с полисами ОСАГО.

Позже дело было направлено в Новоусманский районный суд Воронежской области. Активисты обвинялись в проведении публичного мероприятия без соответствующего уведомления. Признаками публичности и организованного характера мероприятия суд признал баннеры «Мы платим налоги, где наши дороги?», «Кто позволил Ротенбергу грабить на дороге?», размещенные на автомобилях, которые, по утверждению полицейских, двигались в составе колонны. Кроме того, к делу были приложены рапорты сотрудников управления по противодействию экстремизму ГУ МВД по Воронежской области, а также материалы видеосъемки.

В результате активисты были оштрафованы на 10 тысяч рублей каждый.

В своей жалобе в ЕСПЧ Бажутин и Мошников ссылаются на статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство), статью 10 (свобода выражения мнения) и статью 11 (свобода собраний и объединений) Европейской конвенции о защите прав человека.

Заявители указывают, что их право на справедливый суд было нарушено, поскольку им не было предоставлено необходимое для организации защиты время. Кроме того, по утверждению заявителей сотрудники полиции, представившие рапорты, не вызывались в суд, лингвистическая экспертиза баннеров не проводилась.

По словам Глухова, ЕСПЧ уже неоднократно отмечал, что привлечение к ответственности участников мирных акций в России недопустимо. Кроме того, отметил адвокат, в данном случае нельзя говорить о каком-то организованном мероприятии, поскольку заявители лишь перемещались из одного пункта в другой, в то время как баннеры на машинах свидетельствовали о свободе выражения мнения.

Адвокат заявителей считает, что скорого решения ЕСПЧ по жалобе ожидать не стоит, поскольку Страсбургский суд, скорее всего, не станет заниматься ей в приоритетном порядке. В то же время не исключена возможность объединения ее с другими российскими заявлениями по 11 статье Конвенции, поскольку число таких обращений в ЕСПЧ из РФ резко возросло с 2012 года, и европейский суд может признать такое положение дел системной проблемой.

Кроме того, Глухов отметил, что организация автопробегов в России законным образом практически невозможна, поскольку в законодательстве отсутствуют общие положения регулирования таких мероприятий. Организаторам пришлось бы отдельно договариваться с каждым муниципальным образованием, через территорию которых автопробег проходит.

Объединение перевозчиков России – общественная организация, созданная после введения системы «Платон» в ноябре 2015 года для борьбы за права грузоперевозчиков.