МОСКВА, 13 июл - РАПСИ. Комиссар Совета Европы (СЕ) по правам человека Нилс Муйжниекс представил свои замечания Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ) по жалобам ряда российских НКО в связи с законом об «иностранных агентах», говорится в пресс-релизе, обнародованном в четверг офисом комиссара.

По мнению комиссара СЕ, нормативно-правовая база по НКО в Российской Федерации не отвечает «международным и европейским стандартам прав человека», в частности, применение закона о иноагентах оказало негативное влияние на работу организаций гражданского общества и нарушило их права, относящиеся к свободе собраний и объединений, а также выражения мнений, и привело к «тяжким последствиям», включая трудности с получением финансирования, остракизм, преследования, и даже физические нападения.

Кроме того, как считает Муйжниекс, в законодательстве РФ расплывчато определяется понятие «политической деятельности», что позволяет исполнительной и судебной властям, а также правоохранителям, широко трактовать этот термин. На деле, уверен комиссар СЕ, в России он применяется к наиболее распространенным базовым и естественным методам работы институтов гражданского общества, что подрывает роль НКО как «общественных стражей» демократии.

В своих замечаниях комиссар Совета Европы отметил, что согласно международным стандартам в области защиты прав человека НКО должны иметь свободу выбора в отношении источников финансирования, включая иностранные, при условии соблюдения ими законодательства, регулирующего таможенные операции и обмен иностранной валюты, а также направленного на борьбу с отмыванием денежных средств и определяющего правила финансирования политических партий. По его мнению, требования к отчетности НКО не должны зависеть от источников их доходов.

В марте 2017 года ЕСПЧ объединил и коммуницировал 48 жалоб от 61 российской некоммерческой организации, заявивших, что их права были нарушены после принятия в 2012 году федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», согласно которому политические некоммерческие организации обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов. До 19 июля ответы на вопросы ЕСПЧ по этому делу должен направить Минюст.

С лета 2013 года право признавать НКО иностранными агентами по собственному усмотрению получило Министерство юстиции РФ.

В 2014 году Конституционный суд РФ признал нормы законодательства о «иностранных агентах» соответствующими конституционным положениям.  

Еще в мае Муйжниекс информировал ЕСПЧ о том, что собирается принять участие в этом деле на правах третьей стороны, воспользовавшись положением Европейской конвенции о защите прав человека, гласящего, что «в отношении любого дела, находящегося на рассмотрении какой-либо из Палат или Большой Палаты, Комиссар Совета Европы по правам человека вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях». Такое вмешательство не предусматривает оценок фактической стороны и существа дел, рассматриваемых ЕСПЧ, однако позволяет представлять суду «объективную и беспристрастную» информацию по вопросам, вызывающим обеспокоенность комиссара СЕ.