МОСКВА, 2 апр — РАПСИ, Владимир Ядута. Суд ЕС в Люксембурге по запросу Верховного суда Хорватии разъяснил порядок действий по запросу на экстрадицию гражданина государства, не являющегося членом Евросоюза, но входящего в Шенгенское соглашение.

Запрос был направлен в Люксембургский суд в связи с рассмотрением в Хорватии дела бывшего сотрудника МЧС, имеющего двойное гражданство — России и Исландии.

Мужчина с инициалами И.Н. — его имя в судебных материалах полностью не приводится — являлся сотрудником управления ведомства в Карелии. Он был задержан при въезде из Словении в Хорватию в июне 2019 года. Основанием для задержания стал запрос бюро Интерпола в Москве от мая 2015 года, поскольку в России мужчина является фигурантом уголовного дела о получении взятки в размере 833 тысяч рублей. Всего же в деле 14 эпизодов по коррупционным статьям УК РФ.

При задержании бывший сотрудник МЧС предъявил документы, выданные властями Исландии.

Власти РФ направили в Хорватию запрос на экстрадицию задержанного в августе 2019 года, предоставив гарантии того, что он не преследуется по политическим мотивам, на основании расовой или религиозной принадлежности, национальности или взглядов, а также что ему будет предоставлено право на защиту И он не будет подвергнут бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Сам И.Н. выступил категорически против экстрадиции в Россию, усомнившись в искренности заверений российской стороны.

Хорватский национальный суд, рассмотрев обстоятельства дела, пришел к выводу, что все условия для экстрадиции соблюдены, но мужчина обратился с жалобой на это решение в Верховный суд страны. Он заявил о риске быть подвергнутым в случае выдачи России бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, а также обратил внимание на тот факт, что до получения гражданства Исландии он был признан беженцем именно на основании его уголовного преследования в России.

Кроме того, И.Н. сослался на дело Алексея Петрухина (Aleksei Petruhhin v Latvijas Republikas, C-182/15), по которому суд ЕС  постановил, что государство-член Евросоюза, получив запрос об экстрадиции гражданина другого государства-члена еврозоны, должно проинформировать это государство о получении запроса и передать ему гражданина в случае принятия этим государством такого решения в соответствии с Рамочным решением 2002/584 при условии, что государство-член ЕС вправе преследовать своего гражданина за преступления, в совершении которых он обвиняется за пределами страны.

Верховный суд Хорватии обратился к суду ЕС в Люксембурге с двумя вопросами.

Во-первых, следует ли на основании законодательства ЕС уведомлять власти государства, не являющегося членом Евросоюза, но входящего в Шенгенское соглашение, о поступлении запроса на экстрадицию лица, чьим гражданином оно является.

Во-вторых, в случае, если такое уведомление необходимо и государство-член Шенгенского соглашения требует выдачи лица для изучения обвинений по запросу на экстрадицию, подлежит ли это требование удовлетворению на основании соответствующего договора между ЕС, Исландией и Норвегией (также не состоящей в Евросоюзе, но являющейся членом Шенгенского соглашения — прим. ред.).

В постановлении суда ЕС говорится, что сторона, получившая запрос на экстрадицию лица, должна, прежде всего, удостовериться, что в случае его выдачи ему не будет грозить смертная казнь, оно не будет подвергнуто бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. В остальном порядок действий такой же, как в случае Петрухина.