МОСКВА, 21 фев – РАПСИ. Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобы ряда неправительственных организаций и их руководителей в связи с признанием их в России иностранными агентами.

Заявители, среди которых российское правозащитное общественное политическое движение «За права человека» и его основатель Лев Пономарев, правозащитный фонд «Общественный вердикт» и его директор Наталья Таубина, «Международный Мемориал» и его председатель Ян Рачинский, Правозащитный центр «Мемориал» и его глава Александр Черкасов, жалуются на «необоснованное и несоразмерное вмешательство в свободу собраний и объединений, а также выражения мнения».

В результате решения российских властей признанным иноагентами организациям пришлось, по их утверждению, столкнуться с такими «негативными последствиями, как принудительный роспуск и штрафы за несоблюдение требований о соответствующей маркировке публикаций».

В связи с этим суд в Страсбурге интересует, было ли нарушение Статьи 10 Европейской конвенции по правам человека (Свобода выражения мнения), достаточно ли четко сформулировано требование о маркировке материалов и описывает ли национальное законодательство с достаточной ясностью, какие публикации требуют маркировки. Кроме того, были поставлены вопросы о том, какие цели преследуют требования о маркировке, соразмерны ли они преследуемой цели и нужны ли в демократическом обществе.

ЕСПЧ также адресовал сторонам специфические вопросы, касающиеся конкретных заявлений. В частности, по делу движения Льва Пономарева «За права человека» суд хочет выяснить, привели ли штрафы за несоблюдение требований о регистрации в качестве иноагента и последующее закрытие НКО к нарушению Статей 10 и 11 (Свобода собраний и объединений) Конвенции.

Министерство юстиции России включил правозащитника Пономарева в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, в декабре 2020 года. Годом ранее Верховный суд РФ удовлетворил иск Минюста о ликвидации общероссийского общественного движения «За права человека», руководителем которого являлся Пономарев. Основанием для ликвидации организации стало неустранение нарушений, которые были выявлены в ходе внеплановой проверки Минюста на соответствие деятельности общественного движения положениям законодательства о некоммерческих организациях. 

В отношении «Общественного вердикта», внесенного в реестр иноагентов в 2014 году, суд в Страсбурге интересует, было ли наложение штрафа в размере 400 тысяч рублей на фонд за нарушение закона в феврале 2020 года вмешательством в их мирное пользование имуществом в соответствии со Статьей 1 Протокола №1 (Защита собственности), сопоставляли ли национальные суды сумму наказания с финансовыми возможностями заявителей, и была ли санкция соразмерна цели.

В России закон о СМИ-иноагентах, в соответствии с которым иностранным агентом признается средство массовой информации, получающее финансирование из-за рубежа, был принят в 2017 году. СМИ-иногаенты должны предоставлять полную финансовую отчетность о своих доходах и расходах и сообщать читателям о своем статусе в публикациях на своих сайтах и страницах в социальных сетях.

По словам президента РФ Владимира Путина, в государстве не запрещена деятельность НКО, признанных иностранными агентами. «Мы хотим, чтобы организации, которые занимаются политикой в России, ясно и точно объяснили источники своего финансирования», — заявил он в конце 2021 года.