Восьмой Форум юридических фирм СНГ, собравший юристов государств-участниц Содружества, а также представителей европейского рынка, состоялся на минувшей неделе в Киеве. Международную Ассоциацию юристов (International Bar Association - IBA) представлял ее Генеральный секретарь, партнер одной из наиболее авторитетных в Чешской республике юрфирм Kocián Šolc Balaštík (KSB) Мартин Шольц. В интервью РАПСИ он рассказал о неминуемой перестройке глобального рынка юридических услуг и принципиальных изменениях российского бизнеса.

- У IBA давние отношения с представителями российского юридического сообщества, в мае Ассоциация принимала участие в работе Санкт-Петербургского международного юридического форума. Как вы оцениваете национальный рынок РФ, его потенциал и перспективы развития?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что присутствие IBA в сфере права растет с учетом контактов с адвокатскими объединениями в странах-участницах Содружества и участия IBA в различных мероприятиях, таких как Санкт-Петербургский форум, где Ассоциация действительно была представлена и сыграла далеко не последнюю роль. Это один момент. Кроме того, растет число членов IBА из этого региона, и я призываю присоединиться к нам участников прошедшей конференции. Что касается развития российского рынка и взгляда на это развитие со стороны, я не являюсь экспертом, но когда я был в Москве 15 лет назад, местный рынок юридических услуг выглядел, мягко говоря, неоднозначно.

Рынок на тот момент не вполне сложился: сложно было сказать, какие юрфирмы могли пользоваться доверием со стороны международных и зарубежных партнеров. Эта ситуация во многом изменилась. Рынок претерпел изменения и приблизился к международным стандартам. На сегодняшний день существуют общепризнанные фирмы, которые работают над качеством предоставляемых услуг, потому что они слишком много вложили в свое развитие и не хотят, чтобы все в одночасье рухнуло. Рынок стал сложнее, и тут стоит отметить, с какой скоростью эти изменения произошли.

-  Сказалось участие IBA или все дело в саморегулировании рынка? Как в целом Ассоциация взаимодействует с национальными юридическими объединениями?

- На мой взгляд, существует не так много вещей, на которые можно серьезно повлиять извне. IBA осуществляет свою деятельность через ее членов в России. Можно, конечно, приехать из другой части земного шара и начать что-то навязывать… Дмитрий Афанасьев из юркомпании "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", открывая одну из сессий на конференции, совершенно резонно заметил, что многие говорят о знании, но в действительности немногие им обладают. Соответственно, программы Ассоциации во многом зависят от ее национальных членов. IBA приветствует диалог по вопросам верховенства права в России, но это, конечно, деликатный вопрос. Такого рода диалог способствует улучшению ситуации, тем более что IBA обладает большим опытом в этом вопросе и вполне может предложить свою помощь. На самом деле, есть немало пробелов, которые требуют внимания. Так, во многих государствах региона есть сложности с регулированием профессии. Сегодня утром мы слышали, что на Украине она отчасти вообще не регулируется.

- Это в определенной степени касается и России...

- В некоторых странах СНГ профессия "размыта": есть адвокаты, юрисконсульты, защитники, и, на мой взгляд, это не совсем правильно. Но на каком-то этапе исторического развития та же картина была во Франции. В моей стране - Чехии – все пришло в норму в начале 1990-х годов. Мы можем делиться опытом и учиться на ошибках других.

- В целом, какие вопросы стоят на повестке IBA и волнуют глобальный рынок юридических услуг в настоящее время?

- Есть некоторые проблемы, связанные с состоянием экономики, и это не просто что-то преходящее. Это сказывается на рынке. Я был в Нью-Йорке пару недель назад и встречался со специалистами, которые работают в сфере оказания внешних юридических услуг международным организациям. То, как сейчас оценивается сфера юридических услуг, не имеет практически ничего общего с традиционным видением юридической профессии. С точки зрения некоторых крупных клиентов она стала сферой массовой индустрии. И это еще один вызов для профессии, и то, когда с этим столкнется, скажем, Чехия, СНГ, Россия, лишь вопрос времени. Я уже наблюдал такой эффект раньше, когда некие изменения происходили в Нью-Йорке и Лондоне и рано или поздно докатывались до других.

Есть также другая группа проблем, которые связаны с технологиями. Когда я только занялся юриспруденцией, мы общались с клиентами по телефону и готовили для них требуемые документы в среднем в течение трех дней. Сейчас я не знаю ни одного клиента, который был бы настолько щедр. Время сокращается, в то время как от нас по-прежнему ждут качественной работы. Кроме того, необходимо подумать и о том, как это соотносится с традиционными ценностями. Например, можно ли не беспокоиться за сохранность данных клиентов во всех этих виртуальных конференц-залах. Существует также ряд других вопросов, часть из них связана с проблемами глобализации, часть – с переоценкой ценностей.

- Что касается аутсорсинга, является ли это проблемой для рынка юридических услуг?

- В аутсорсинге как таковом нет ничего плохого, проблема заключается в том, как это порой преподносится. Когда возникает необходимость работы в круглосуточном режиме, идея обратиться за помощью партнеров, скажем,  в Новой Зеландии может оказаться не такой плохой. В настоящее время огромные бэк-офисы с внушительным штатом юристов существуют также в Индии. И здесь встает вопрос об этических нормах, существующих в бизнесе, в частности, насколько защищены клиентские данные при их передаче в бэк-офис. Не уверен, что принимающая сторона соблюдает необходимые меры предосторожности во избежание возможных конфликтных ситуаций. Мне кажется, нам стоит пересмотреть этические стандарты профессии, приняв во внимание такие реалии, как аутсорсинг, новые IT-решения. Нам не следует воспринимать это в штыки, я думаю, это было бы неразумно.

- То есть секрет успеха заключается в способности подстраиваться под условия, проявлять гибкость?

- Гибкость нужна, но когда дело доходит до (следования) правилам, требуется жесткость.

- Какие рынки оказываются наиболее приспособленными к этим меняющимся условиям? Нью-Йорк, Лондон, будучи лидерами рынка, сохраняют свои позиции?

- Прежде всего, что представляет собой рынок юридических услуг с позиции клиентов? Наиболее серьезный сдвиг, причем в долгосрочной перспективе, - это рост влияния Азии. Статистика, отражающая объем сделок с азиатским элементом пятилетней давности, и прогнозы на ближайшие 5 - 10 лет свидетельствует об огромных переменах. Впрочем, это не означает, что Европа умирает. Это означает лишь, что европейский рынок стабилен, он не переживает существенного подъема, в то время как работы, ориентированной на Азию,  прибавляется. При этом ничего не меняется даже с учетом замедления китайской экономики. Я думаю, что любая европейская страна была бы рада такого рода метаморфозе в собственной экономике, которая, пережив столь стремительный рост, начала замедляться, как это сейчас происходит в Китае. Соответственно, с точки зрения клиентов, я не сказал бы, что европейский рынок на подъеме. Чтобы вернуть веру клиентов в Европу, на мой взгляд, необходима какая-то ясность относительно того, куда движется Европа.

Что касается рынка с позиции самих провайдеров юридических услуг, фирмы, располагающиеся в бизнес-хабах в англоязычных странах, по-прежнему занимают лидирующее положение. В этом нет ничего удивительного, поскольку английский является языком международного бизнеса и правовых отношений. И я говорю не только о Нью-Йорке и Лондоне, здесь можно вспомнить, например, Сингапур, Гонконг, Сидней. Кроме того, мы наблюдаем рост крупных юридических фирм в странах БРИК [Бразилия, Россия, Индия и Китай – ред.], а также других стремительно развивающихся мировых экономиках.

- Какое место на рынке занимает Россия? Насколько успешно она интегрировалась в глобальный рынок?

- Это во многом зависит от того, какой путь Россия сама выберет, какое направление предпочтет. На мой взгляд,  еще ощущается некая изоляция, которую, впрочем, вполне можно преодолеть. Вы знаете, право не измеряется одними лишь юридическими компаниями или уровнем развития ведущих фирм, это также вопрос качества и соблюдения законов, функционирования судебной системы, борьбы с бюрократией и повышения гибкости всей системы. В этом смысле России есть к чему стремиться. Я вижу существенные изменения, но все же преждевременно говорить, что задача выполнена.

Справка

Международная ассоциация юристов, всемирная организация, объединяющая представителей юридического сообщества, была образована в 1947 году. На сегодняшний день в IBA состоят более 50 тысяч юристов: адвокатов, юрисконсультов, научных сотрудников, представителей судейского сообщества, а также 200 юридических ассоциаций и профессиональных объединений из различных стран мира.

В числе российских членов IBA значатся Федеральная палата адвокатов РФ, Адвокатская палата Москвы, а также Международный союз (содружество) адвокатов. Штаб-квартира ассоциации располагается в Лондоне (Великобритания), региональные представительства имеются в Сеуле (Южная Корея) и Сан-Паулу (Бразилия). Ассоциация призвана содействовать развитию права и формированию будущего юридической профессии.

Беседовал Владимир Ядута