МОСКВА, 9 дек – РАПСИ, Владимир Ядута. Законопроект о реформе института третейского разбирательства (арбитража) может быть одобрен и подписан до конца 2015 года, сообщил в среду заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин в ходе своего выступления на арбитражной конференции «Россия как место разрешения споров», организатором которой выступил Российский национальный комитет Международной торговой палаты (ICC Russia) в партнерстве с Арбитражной Ассоциацией (РАА).

«Третье чтение (законопроекта в Госдуме) должно состояться на следующей неделе, и мы настроены на то, что уже в этом году закон будет принят и подписан президентом, при том что в силу он вступает в сентябре следующего года», - сказал, в частности, Гальперин.

По его словам, законопроект, претерпевший за три года работы некоторые изменения, делится на две составляющие – организационную, которая направлена на регулирование деятельности арбитража и которая оказалась наиболее дискуссионной, и процессуальную.

Жесткие механизмы регулирования сферы третейского разбирательства, в том числе в части создания постоянно действующих арбитражных учреждений, Гальперин объяснил накопившимися в этой сфере проблемами.

«Традиционные» арбитражные центры - Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате России и Морская арбитражная комиссия (МАС) – прямо обозначены в законопроекте, но он не исключает формирование также новых центров арбитража. Что касается предъявляемых законопроектом требований, то они едины для всех – как для сложившихся институтов, так и для создаваемых.

Исключением станут иностранные арбитражные учреждения, администрирующие споры на территории РФ. Для них единственным критерием будет «международно признанная репутация».

Что касается исполнения решений третейских судов на территории России, то в этой части вводится ряд новелл, направленных на облегчение исполнения этих решений, в том числе иностранных. Во-первых, предусматривается поэтапное сокращение с трех месяцев до одного месяца срока рассмотрения государственным судом вопроса о признании и приведении в исполнение арбитражного решения. Во-вторых, четкое закрепление недопустимости пересмотра арбитражного решения по существу государственным судом.

Специальный совет по совершенствованию третейского разбирательства, создание которого предусмотрено законопроектом, по словам Гальперина, всего на треть будет состоять из чиновников, в то время как большая его часть будет представлена членами профессионального юридического сообщества. «Мы сделаем все для того, чтобы туда (в совет) вошли люди, которые обладают необходимым профессионализмом и независимостью», - отметил Гальперин.

Совет, по его словам,  будет иметь компетенцию по разработке рекомендаций на получение права на осуществление деятельности постоянно действующим арбитражным учреждением, утверждать требования к рекомендованным арбитрам постоянно действующих арбитражных учреждений.

В процессуальной части, по словам замминистра, кардинальных изменений нет. «Процессуальные нормы приведены в соответствие с последними тенденциями международной практики, положениями типового закона ЮНСИТРАЛ, в том числе в редакции 2006 года»,  - сказал Гальперин.

Уточнены нормы об арбитражном соглашении, о назначении и отводе арбитров, появились полноценные нормы о содействии государственных судов арбитражу.

В то же время, по словам Гальперина, значительно расширена арбитрабельность споров, и все исключения, которых «достаточно мало», будут четко прописаны. Более того, замминистра выразил надежду, что перечень неарбитрабельных споров по мере реализации реформы третейского разбирательства будет сокращаться.

Большое внимание при работе над законопроектом было также уделено арбитрам, поскольку реформа в том числе преследует своей целью обеспечение их независимости. Гарантии, предоставляемые арбитрам, значительно расширены, сообщил Гальперин. В частности, законопроектом предусматривается введение свидетельского иммунитета арбитров, причем как в гражданском, так и уголовном процессе. Кроме того, арбитры будут обладать имущественным иммунитетом за исключением случаев подачи гражданского иска в уголовном деле. Наконец, введены серьезные ограничения по привлечению к ответственности самого постоянно действующего арбитражного учреждения.

Новый корпус профессиональных арбитров будет формироваться за счет привлечения судей в отставке, причем без потери ими соответствующего статуса и независимо от возраста и стажа.