МОСКВА, 26 авг – РАПСИ. Ведущий юрисконсульт Департамента правового сопровождения управления недвижимостью IPT Group Константин Дмитриев прокомментировал проект указа Президента РФ, наделяющий ФСБ России правом изымать земли и расположенные на них объекты для нужд государства.

Этот документ ранее был опубликован на официальном портале нормативных правовых актов.

По мнению эксперта, "критерии, при которых органы ФСБ РФ могут изымать земли, слишком размыты. Как следствие, возможны манипуляции полномочиями для достижения целей, не связанных с обеспечением безопасности России".

Дмитриев напомнил, что ранее такое право запросила для себя ФСО. Как поясняют авторы проекта указа – изъятие имущества, находящегося в частной собственности, будет происходить с целью обозначения Государственной границы РФ и выполнения международных обязательств РФ.

Нормативное изложение формулировки "..в соответствующей сфере ведения ФСБ России" вызывает у эксперта беспокойство. "Данная трактовка может привести к расширительному толкованию указанной нормы, что может привести к различного рода манипуляциям. Само по себе установление обозначения Государственной границы РФ и выполнения международных обязательств РФ не должно являться безусловным основанием для изъятия земельных участков", - считает он. Необходимы, по мнению эксперта, отсылки не только на положение о ФСБ России, но и на Конституцию и Земельный кодекс РФ. В противном случае недвижимость, особенно если она недалеко от границы, тех или иных режимных объектов, правительственных трасс, территорий ЗАТО и прочих особых зон, ни отчего не застрахована, что в конечном итоге, по мнению Дмитриева, сказывается на ее стоимости и ограниченности в обороте, использовании как актива.

Впрочем, решение об изъятии земель для государственных нужд всегда может быть оспорено в суде, отметил он. "По большому счету теперь это решение принимает не Правительство/Президент, а соответствующая служба в пределах своих компетенций. У ФСБ слишком широкое толкование компетенций и полномочий", - сказал эксперт.

Механизм судебной защиты правообладателей земельных участков прописан, как на стадии оспаривания самого решения, так и в части компенсационных выплат. Так, после принятия и регистрации решения об изъятии земельного участка у собственника должно быть заключено соглашение между органом государственной власти или органом местного самоуправления о выкупе данного земельного участка с указанием всех существенных условий. Если стороны не приходят к соглашению по условиям выкупа, то спор передается на рассмотрение суда. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суде (пункты 13-14 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ).

Что касается компенсации выплат, то согласно пункту 2 статьи 56.8 Земельного Кодекса РФ в размер такого возмещения включается рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков. Если на изымаемых земельных участках расположены объекты недвижимости, то в размер возмещения включается также рыночная стоимость этих объектов недвижимости, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимости, подлежащих прекращению, напомнил Дмитриев.

По его мнению, используемое законодателем в приведенной статье выражение "рыночная стоимость прав на объекты недвижимости" заимствовано из Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии со статьей 3 данного закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (пункт 2, пункт 8 статьи 56.8 Земельного кодекса РФ).