МОСКВА, 28 мая - РАПСИ. Проект поправок в закон об образовании, предполагающий изучение государственных языков субъектов РФ на добровольной основе, является современным способом выравнивания сложившейся ситуации, а в результате также поможет привить любовь учащихся к предмету, который сейчас они вынуждены изучать принудительно, пояснили опрошенные РАПСИ эксперты. 

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова призналась, что будет ждать итогового вида документа, чтобы понять, какие права и обязанности будут вменены в результате его реализации. 

«Но если говорить, в принципе, о подходе и о том, что ребёнок должен иметь право изучать свой родной язык по запросу родителей, это, безусловно, есть. Насколько и каким образом будет обеспечено это право в результате формулировок, которые будут в законопроекте, нужно выверять, чтобы ни в коем случае, желая защитить одно право, не было нарушено другое», - сказала Кузнецова.

Искренние чувства 

«Новый законопроект поможет нам с любовью относиться к национальным языкам, ни в коем случае не забыть их, но учить по любви и учить с большим интересом. С новым подходом толку будет больше, и отношение к национальным языкам РФ станет лучше, чем раньше, когда всех буквально загоняли на обучение в принудительном порядке», - заявила президент Межрегиональной общественной организации «Гильдия межэтнической журналистики» Маргарита Лянге.

По мнению Лянге, законопроект позволит выровнять ситуацию, которая выстроилась в последние десятилетия. Нормы законодательства о языке и образовании в некоторых национальных республиках были истолкованы весьма своеобразно, и ряд людей были лишены права выбора, пояснила собеседница агентства.

«Оказалось, что в ряде субъектов произошло разделение на людей первого и второго сорта по признаку происхождения. Одним было предоставлено право выбирать, другие не могли выбрать ничего. Более того, нельзя было выбрать русский в качестве родного языка. В ситуации, когда заставляли учить, было много неприятия даже среди представителей титульных народов, ведь они не всегда могли изучать язык в том объеме, в каком предлагалось», - отметила Лянге, добавив, что такой подход не способствовал проявлениям любви к национальным языкам, местным культурам и сеял рознь.

Как считает президент «Гильдии межэтнической журналистики», в пылу скандала ушли на второй план, стали незаметными положительные практики добровольного обучения языкам в ряде республик, где не применяется жёсткий подход. Обсуждаемый законопроект давно напрашивался и появился после того, как президент РФ Владимир Путин выразил свое удивление по поводу сложившейся ситуации. Дело дошло до того, что люди стали выходить с плакатами на протестные мероприятия, а прокуратура начала проверки по поводу законности принудительных подходов к изучению языков, рассказал Лянге. Выступая за выравнивание ситуации, собеседница агентства обратила внимание на граждан, которые в силу профессии или иных ситуаций вынуждены перемещаться между регионами, включая национальные республики. Жесткий подход может вынудить таких людей учить язык в каждой из республик, а подчас это предполагает и сдачу экзамена, но в итоге все равно знания могут оказаться ненужными после переезда в другой регион, отметила Лянге.

«Добровольное обучение национальному языку предполагает, что дети родителей имеют право заявить о потребности в таких уроках, они имеют на это право, а школы обязаны предоставить такую возможность. Законопроект современный, он закрепляет существующие нормы и не позволяет лавировать местным чиновникам», - заявила жительница Татарстана Екатерина Беляева.

Нормальный процесс

По мнению ректора РГПУ имени Герцена, члена-корреспондента РАН и доктора филологических наук Сергея Богданова, вопросы языковой политики, особенно в сфере образования, чрезвычайно важны, и в данной сфере должна быть проявлена активная позиция государства.

«Я рад, что в последнее время все чаще обращают внимание на необходимость выработки научно-обоснованной языковой политики государства. Данный вопрос очень важен, нужно быть аккуратными, не спешить и не принимать решений без должной подготовки, без учета мнения общества и возможностей образовательных структур», - заявил Богданов.

Эксперт обратил внимание, что обсуждаемый законопроект содержит указание на необходимость учитывать возможности системы образования. Вопрос того, в какой степени система образования готова к обучению национальным языкам, очень важен, в стране более 30 языков народов РФ, и необходимо понимать, где есть условия для преподавания, выстраивания нормального образовательного процесса.

Как считает Богданов, преподавание государственного языка, включая обязательное обучение местным языкам, является нормальным процессом. Однако компенсировать образовательный процесс так, чтобы это было не в ущерб государственному языку, также необходимо. Собеседник агентства привел пример с разными субъектами РФ: в Дагестане в отличие от Татарстана несколько языков имеют статус региональных, а крымско-татарский язык, по сути, представляет собой два основных диалекта. Везде разная ситуация, и вопросы языковой политики требуют согласования с местными властями и обществом. Необдуманные, поспешные и неправильные решения по языку могут привести к обострению ситуации и возникновению конфликтов, как это произошло на Украине, добавил Богданов.

«Я не против изучения языка, но как мать ребенка, которого ждет школа, все же хочется, чтобы это было добровольным. В некоторых семьях, где есть желание приобщиться к местной культуре, дети будут изучать местный язык, но в других семьях захотят уделить больше времени на изучение международных языков, исходя из соображений практической пользы», - заявила врач из Коми Екатерина Кузнецова.

Собеседница агентства отметила, что определенный языковой барьер при работе с пациентами из числа коренных жителей республики существует, однако в таких ситуациях людям помогают переводчики.

Проект поправок в закон об образовании был внесен депутатами всех фракций Госдумы в апреле. Законопроект закрепляет изучение государственных языков субъектов Российской Федерации и родных языков из числа языков народов Российской Федерации на добровольной основе, выраженной в письменных заявлениях родителей обучающихся.