Лето и первая половина осени - традиционная пора ремонтов. Многие спешат, пока не похолодало, поменять окна, обновить интерьер квартиры, достроить дачу. При этом большинство граждан  из года в год сталкиваются с типичными проблемами: затягивание сроков ремонтных работ, скрытые или явные дефекты строительства,  прочие качественные недостатки и недоделкии. Как грамотно отстаивать свои права, чтобы побыстрее добиться успешного завершения ремонта - в очередном выпуске нашей рубрики.

"Закончим после дождичка в четверг"

Это, пожалуй, самая частая жалоба тех, кто решился на ремонт: работы практически никогда не бывают закончены точно в срок. "Когда мы затеяли ремонт на кухне и заказали встроенную мебель с установкой, фирма предупредила, что возможно откладывание монтажа на срок до 10 дней", - рассказывает на одном из форумов в Интернете москвич Сергей. - "В итоге все задержалось почти на месяц - нам объяснили, что бригада застряла на другом объекте". На практике небольшие просрочки - до недели - заказчики обычно еще терпят. Если же ожидание затянулось так, что уже причиняет вам серьезные неудобства, пора переходить к "боевым" действиям.

Имейте в виду: по закону "О защите прав потребителей" нарушение срока окончания работ - даже на один день! - является достаточным основанием для того, чтобы отказаться от исполнения договора. То есть, строго говоря, уже после первого дня просрочки вы вправе отменить свой заказ. Если захотите сохранить часть уже выполненных работ, нужно будет оплатить их стоимость. В то же время вы имеете право отказаться вообще от всего, в том числе потребовать бесплатного демонтажа. В этом случае фирма-подрядчик обязана будет полностью вернуть уплаченные вами деньги.

Практикующие юристы советуют, однако, не рубить с плеча. Для начала в письменной претензии рекомендуется "пригрозить": напомнить, что как потребитель вы имеете право отказаться от исполнения договора (на основании статьи 28 Закона "О защите прав потребителей") и в ближайшее время будете готовы воспользоваться этим правом.

Также обратите внимание на важный момент: в любом случае, если ремонт затягивается, заказчик вправе требовать от подрядчика выплаты неустойки. Согласно пункту 5 статьи 28 закона размер неустойки составляет 3% от стоимости работ за каждый день просрочки. Неустойка взимается вплоть до дня фактического завершения работ, при этом ее максимальный размер может быть равен полной стоимости работ.

Таким образом, благодаря неустойке вы, с одной стороны, подстегнете подрядчика "финансовым кнутом", а с другой, сэкономите на оплате ремонта, получив компенсацию.

"Готово... но не то"

Нередко бывает и так: рабочие суетятся, что-то делают… А когда все готово, заказчик приходит в ужас: это совсем не то, что я просил! В данном случае перспективы отстаивания ваших прав зависят от того, каким образом зафиксированы изначальные пожелания при оформлении заказа. На практике чаще всего встречаются следующие спорные ситуации.

1) Исходя из ваших запросов, сотрудники фирмы-подрядчика составили схему (план, чертеж). При этом простому потребителю, особенно женщине, часто бывает трудно понять все нюансы, обозначения и прочие тонкости чертежа. Однако заказчик, разумеется, подписывает схему, заверенный, что там «все как надо». А потом, при возникновении каких-либо претензий, подрядчик разводит руками: вы же собственноручно расписались!

Что делать? Воспользуйтесь статьей 10 Закона "О защите прав потребителей". Согласно ей заказчику должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация об услуге (работе) в полном объеме и доступным способом. "Исходя из закона, такая информация должна быть однозначно понятна для потребителя, не имеющего специального образования", - поясняет эксперт по защите прав потребителей адвокат Дмитрий Лесняк. Причем, никаких экспертиз "понимаемости" чертежа не требуется - ведь в законе подчеркивается, что информация должна быть наглядной и доступной для потребителя.

Лесняк советует попросту показать план-схему нескольким знакомым, чтобы выяснить: кто и как поймет этот документ. Имейте в виду: если дойдет до суда, то доступность и однозначность схемы будет определяться, исходя из понимания чертежа судьей (а судьи у нас в большинстве женщины).

По закону - согласно статье 12 - потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возврата денег, если заказ выполнен неправильно из-за неполной (недостоверной) информации.

2) Еще одна распространенная ситуация - при оформлении заказа результат работ описывается самым общим образом, а детали обговариваются на словах. "Мне нужны были пластиковые окна с 5-камерным профилем, а установили 3-камерные", - жалуется на форуме очередной заказчик. При этом в его договоре, как выясняется, характеристики профиля окон указаны не были.

В подобных случаях применяется правило о том, что результат работ должен "соответствовать обычно предъявляемым требованиям и быть пригодным для целей, для которых работа такого рода обычно используется" (согласно статье 4 закона "О защите прав потребителей").

Иными словами, стеклопакеты, например, должны соответствовать стандартным критериям, быть пригодны для использования по назначению, а повышенная прочность, плотность и т.п. не предусматриваются.

Ремонт "с сюрпризом"

Наиболее часто такие истории случаются после ремонта в туалете и ванной.

"Мы с женой приняли работы, заплатили фирме-подрядчику и уехали отдыхать. А через три дня позвонили соседи: их затопило из нашей квартиры", - делится переживаниями посетитель одного из ЖКХ-форумов. Оказалось, что при врезке полотенцесушителя в стояк с горячей водой рабочие плохо затянули контргайку. По звонку возмущенного заказчика приехал сотрудник фирмы, посмотрел и заявил, что "в ванной сгон плохой, а работа подрядчика тут не причем".

В подобных ситуациях обычно требуется экспертиза - чтобы выяснить, что именно стало причиной дефекта: работа, материалы, состояние помещения и т.д. Исходя из этого, определяется адресат для предъявления претензий. Обратите внимание на полезное правило: согласно статье 35 закона "О защите прав потребителей" подрядчик обязан перед началом работ проверить материал заказчика и предупредить о непригодности или недоброкачественности, обнаружив дефекты.

Если же фирма-исполнитель упустит из виду дефект, который можно было обнаружить при надлежащей приемке материала, то впоследствии сама отвечает за недостатки, возникшие из-за применения такого материала. В том числе можно требовать от подрядчика возмещения убытков, которые пришлось понести заказчику, компенсируя ущерб третьим лицам (например, соседям).

Анна Добрюха