Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох":

В третьем созыве Госдумы РФ депутаты озаботились этическими нормами поведения чиновников и разработали проект Кодекса поведения государственных служащих Российской Федерации. 

Законопроект был подготовлен на основе рекомендации Комитета министров Совета Европы для государств-членов Совета Европы. Палате его представлял Владимир Южаков (СПС). С первых же слов он подчеркнул, что предметом регулирования являются не нравственные отношения, а служебное поведение государственных служащих. Цель законопроекта – установление обязательных для всех чиновников правил, с помощью которых депутаты предполагали сделать их служебное поведение более ответственным, менее коррумпированным, более прозрачным, подконтрольным и подотчетным гражданам. 

Отчасти подобные правила представлены в ведомственных инструкциях. Однако, отметил докладчик, гораздо более распространенными являются другие правила поведения чиновников, которые сформировались стихийно, существуют негласно, но по ним живут, с ними вынуждены считаться. У них богатые исторические традиции. Правилом остается круговая порука, терпимость к использованию служебного положения в личных целях и т.д. Все об этих негласных правилах хорошо знают. Далеко не все чиновники живут по этим правилам, но все вынуждены с ними считаться. Не существует точных предписаний, какое поведение обеспечивает добросовестное исполнение служебных обязанностей, а какие действия опасны, ведут к должностным проступкам, правонарушениям, коррупции. 

Авторы законодательной инициативы попытались вытеснить неписаные правила, установить федеральным законом обязательные для всех государственных служащих нормы служебного поведения, направленные на разрушение круговой поруки, восстановление служебного престижа добросовестности, честности, беспристрастности, корректности, на утверждение нетерпимости к коррупции во всех ее формах. 

Концепция законопроекта включала два уровня: общие правила добросовестного служебного поведения и правила антикоррупционного поведения. Как подчеркнул Южаков, предусматривается не повторение норм этики, а основанные на них конкретные, проверяемые, контролируемые правила служебного поведения. Нарушение норм наказуемо, даже если оно не продиктовано корыстным интересом чиновника. 

Что касается коррупционно опасных действий, то таковыми предлагалось признавать любые ситуации, создающие или содержащие конфликт интересов. В проекте кодекса определялись обстоятельства, в которых наиболее высока вероятность конфликта интересов (ненадлежащая выгода, интересы вне государственной службы, политическая деятельность, подарки, уязвимость чиновника, использование служебного положения, информации, интересы по завершении службы). Он также предусматривал и защиту интересов государственных служащих. Авторы исходили из того, что чиновник должен быть защищен от того, чтобы нормы закона могли быть использованы для сведения счетов с ним, для фактически укрепления власти его руководителя. 

Кроме того, и это тоже принципиально важно, законопроект закрепляет право гражданского контроля за соблюдением правил служебного поведения чиновников. 

Обсуждение проекта Кодекса было на редкость единодушным. 

Николай Коломейцев (КПРФ): – Я думаю, что этот документ будет "первой ласточкой", которая проложит путь законам, которые положат конец этой вакханалии, сложившейся у нас в последние годы. ...наша фракция будет поддерживать этот закон, и мы призываем всех поддержать его и побыстрее подготовить ко второму чтению. 

Николай Ковалев ("Отечество-Единая Россия"): – Это важнейшая антикоррупционная законодательная инициатива. Фракция решила консолидированно поддержать Кодекс поведения государственных служащих.

Сергей Митрохин: – Фракция "Яблоко" не только поддерживает этот законопроект, но и является одним из инициаторов его внесения. Мы не считаем, конечно же, что данный законопроект решит проблему борьбы с коррупцией в России. Хорошо уже то, что в тексте данного законопроекта сведены воедино те элементарные для всего цивилизованного мира нормы, которые должен соблюдать чиновник. 

Михаил Гришанков ("Народный депутат"): – Вопрос настолько назрел, что он должен быть решен в кратчайшие сроки. Группа "Народный депутат" высказывалась и высказывается за борьбу с коррупцией. И сегодня при голосовании мы поддержим этот законопроект. 

Владимир Жириновский (ЛДПР): – Принимать нужно. Если говорить о Кодексе поведения государственных служащих, то это, конечно, распространяться должно автоматически на всех государственных служащих, к ним относятся в том числе и депутаты. 

Борис Немцов (СПС): – Я считаю, что тема, которую мы сейчас обсуждаем, настолько актуальна, что она объединила и левых, и правых. Я должен вам сказать, что это будет редкий случай в истории Государственной Думы, когда и левые фракции, и центристские фракции, и, естественно, "Союз правых сил", который является инициатором этого законопроекта, – все вместе его поддержат. 

Диссонансом прозвучало выступление представителя правительства РФ Андрея Логинова. В целом поддержав концептуальный замысел авторов законопроекта, он все-таки предложил оформить данный документ в виде декларации, поскольку предметом его являются этические правила, а с точки зрения юридической чистоты они не предполагают регулирования в законодательном порядке. Он также высказал предложение принять кодекс поведения депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации – ведь по Конституции существует и законодательная ветвь власти. 

В целом правительство не поддержало данный законопроект, но его представитель предположил, что в качестве рекомендаций, принятых постановлением Госдумы, он будет одобрен, а многие его положения войдут в те законопроекты, которые сейчас готовятся во исполнение концепции, утвержденной Президентом РФ.

Его поддержал представитель Президента РФ Александр Котенков. Он сообщил, что уже завершается разработка пакета законопроектов об организации государственной службы в Российской Федерации. И именно туда и должны войти нормы, касающиеся в том числе и поведения государственных служащих. То есть Президент в целом поддерживает идею создания подобного акта, но тем не менее предлагает, если он будет принят в первом чтении, отложить его дальнейшее рассмотрение до осени, когда будет разработан и внесен пакет законопроектов о государственной службе. 

В первом чтении проект кодекса был принят, но в дальнейшем судьба его сложилась иначе.

Отложили его не до осени, а до следующей весны. Спустя год законопроект рассматривался во втором чтении. В Комитет по делам Федерации и региональной политике на него поступило около ста поправок. С их учетом проект был существенно изменен: расширен круг лиц, на которых распространяется действие кодекса, введены новые нормы, изменена редакция практически всех статей. Изменилось и название – "Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления". 

Поначалу все шло гладко и дружно: утвердили таблицы и принятых поправок, и отклоненных. Но тут выяснилось, что еще одну поправку раздали в зале. И, хотя поправка была несущественной, технической, она стала тем камнем преткновения, о который и "споткнулся" весь законопроект. Поправку не приняли, а следом отклонили и проект кодекса во втором чтении. Он был возвращен на доработку. И вновь появился в повестке дня спустя еще два года, весной 2005-го, в разделе "Законопроекты, предлагаемые к отклонению". 

Это был уже четвертый созыв Госдумы. Докладывал депутат Анатолий Козерадский ("Единая Россия"). Кратко остановившись на истории прохождения законопроекта, он отметил, что его внесение в 2002 году было обоснованным, поскольку деятельность государственных служащих тогда регулировалась законом "Об основах государственной службы РФ", в котором не содержались нормы служебного поведения госслужащих. Однако за прошедший период произошли принципиальные изменения в законодательстве: приняты федеральные законы "О системе государственной службы РФ", "О государственной гражданской службе РФ", действует Указ Президента РФ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", который не только закрепил конкретные правовые нормы, связанные со служебной деятельностью государственных служащих, но и обозначил определенные нравственные ориентиры служебного поведения. 

Кроме того, в том же 2005 году были подписаны указы Президента РФ о проведении аттестации государственных служащих, о конкурсах на замещение вакантных должностей, о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной службы РФ. 

Таким образом, сложилась ситуация, когда предмет регулирования кодекса во многом уже был определен. Поэтому Комитет по делам Федерации и региональной политике счел нецелесообразной дальнейшую работу над законопроектом и предложил Госдуме его отклонить. Что и было сделано.