Вопросы явки избирателей, соблюдения электоральных законов на местах и протестного голосования были одними из наиболее насущных проблем властей в годы зарождения СССР. О том, как в Союзе было разрешено диалектическое противоречие между правовой формой и безальтернативным содержанием избираемых народом органов власти рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Окончание Гражданской войны в России подразумевало возвращение к нормальному состоянию в управлении государством. Больше не было тех условий, в которых могло бы быть оправдано существование чрезвычайных органов власти не избираемых населением. А поскольку РСФСР являлась по форме правления республикой, то необходимо было создавать структуры власти на выборной основе.

Такими структурами по Конституции могли быть только демократически избираемые народом Советы. Однако здесь наблюдалось существенное диалектическое противоречие между формой и содержанием этого понятия. 

Большевики, придя в свое время к власти под лозунгами «Вся власть Советам», сами не могли отказаться от использования этих органов, но соглашались с их существованием, оставляя только их форму. Содержание же Советов должно было быть, согласно решениям правящей партии, исключительно коммунистическим. 

Вот с разрешением этого противоречия между формой и содержанием была у большевиков большая проблема, так как содержание, т.е. состав Советов, зависел не от них, а от избирателей. А крестьянское большинство населения, столкнувшись с жесткой политикой правящей партии во время Гражданской войны, отнюдь не симпатизировали действующей власти. 

У всех была жива память о продразверстке, отмененной только весной 1921 года. В ходе ее реализации у сельских хозяев насильно и бесплатно изымался хлеб. Поэтому голосовать за приверженцев коммунистических взглядов крестьяне в большинстве случаев отказывались. Однако и альтернативы у избирателей уже не было, т.е. не было выбора. Все другие партии уже давно распустили и запретили. 

К тому же «красный террор», официально объявленный властью в 1918 году, серьезно запугал граждан Советской республики. На их глазах в течение Гражданской войны физически уничтожались противники большевиков, а на просто недовольных и возмущающихся были обрушены политические репрессии. 

Поэтому выражать свое несогласие с действующей политикой путем голосования против ставленников коммунистов оказалось небезопасно, так как выборы по форме были открытыми – т.е. производились просто поднятием рук на собраниях. И за этими процедурами очень внимательно наблюдали представители руководящих партийных органов и спецслужб. Поэтому единственной формой выражения своей воли у избирателей, не согласных с политикой властей, оставалось неучастие в выборах.

Руководство Компартии придавало большое значение составу Советов, строго требуя от местных партийных организаций жестко контролировать процесс выборов. Оценка работы низовых организаций производилась по итогам голосования, поэтому те стремились добиться желаемого результата во что бы то ни стало. При соблюдении законов это оказывалось практически неразрешимой задачей. 

Руководители губернских и уездных партийных органов стояли перед дилеммой: либо требуемый результат, либо строгое соблюдение законов. Разумеется, предпочтение отдавалось первому, поэтому с мест приходило много жалоб на повсеместное нарушение требований избирательного законодательства. 

К тому же как такового всероссийского избирательного законодательства не существовало. Конституция РСФСР определяла лишь самые важные черты избирательного права и процесса. Многие пробелы законодательства восполнялись республиканскими и местными инструкциями, положениями и другими документами. 

Как отмечали исследователи этих процессов: «Местные органы власти фактически не считались с нормами ни Конституции, ни инструкции ВЦИК. Нередки были факты завышения квот представительства от рабочих и пр.»

Тем не менее, избирательное законодательство продолжало совершенствоваться. VIII Всероссийский съезд Советов 29 декабря 1920 года принял постановление «О советском строительстве», в котором были разработаны положения о регулярных перевыборах сельских, волостных, городских и других советов в установленные сроки.

В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик, в который вошла и РСФСР. В 1924 году принята первая Конституция СССР. Этот документ не содержал норм, регулирующих избирательное право граждан. Принцип представительства на съезд Советов СССР была оставлен таким же, как и на всероссийский съезд. В основу порядка его формирования была положена процедура избрания делегатов съезда Советов РСФСР.

Во всесоюзном избирательном законодательстве сохранилось положение о том, что выборы в Советы не являются всеобщими. Лишенными избирательных прав оставались значительные слои населения. Так, в 1925 году в Москве и Ленинграде «лишенцев» насчитывалось около 10% от всего числа взрослых горожан. Сохранилось и неравенство избирателей: по-прежнему один голос рабочего равнялся пяти голосам крестьян.

Недовольство избирателей, и особенно крестьян, политикой Советской власти проявилось в их массовых отказах участвовать в процедурах выборов, результаты которых были предопределены. Так, в 1924 году в выборах принимало участие всего 31% избирателей. Это в среднем по стране, а в некоторых российских регионах явка была еще ниже. Например, в Саратовской и Нижегородской губерниях в выборах принимало участие не более 20% избирателей.

Такая «активность» населения серьезно встревожила руководство Коммунистической партии. Отказ большей части граждан голосовать за тщательно отобранных кандидатов мешало большевикам подавать в своей пропаганде власть Советов, как власть «народную». 

С той поры в выборном деле для правящей партии очень важным вопросом стал вопрос явки граждан на избирательные мероприятия. Искомый состав депутатов власть уже научилась хорошо проводить через процедуру выборов. Оставалось только показать вовне, что данные кандидаты избраны большинством населения. 

Поэтому после конфуза с выборами 1924 года все результаты голосования в тех местах, где в выборах принимало участие менее 35%, были «кассированы», т.е. отменены. В этих регионах провели повторные выборы Советов. И центр тяжести усилий местных партийных и властных органов был перенесен на решение проблемы явки избирателей. Различными способами, в том числе принуждением и запугиванием граждан, на местах удавалось добиться желаемого результата: явки не менее 35% имеющих право голоса.

Эта произвольная цифра была затем законодательно закреплена. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925 года вводился обязательный минимум числа избирателей, принимающих участие в выборах. Собрание считалось законным и выборы признавались действительными, если в них приняло участие не менее 35% избирателей. В противном случае выборы отменялись. 

Этим постановлением вводилась повесточная система оповещения избирателей о предоставлении им права голосовать, а также о месте и времени избирательного собрания. Введение официальных, строгих по тону повесток тоже существенно «дисциплинировало» граждан.

Все эти меры и волевые усилия властей на местах привели к тому, что проценты явки избирателей в дальнейшем повысились. Однако, более половины крестьян даже под большим нажимом не принимали участия в выборах. Так, в 1926 году 52% горожан участвовало в избирательных собраниях, в 1927 году – 58,4%, а по сельским жителям эти показатели были ниже: соответственно 47,3% в 1926 году и 48,4% в 1927 году.

Показательными представляются и следующие данные подсчетов избиркомов: по группам населения на выборах в городские советы в 1927 году на первом месте по активности были красноармейцы, на втором – члены профессиональных союзов, на третьем – группа неорганизованных граждан.

Разработанная система выборов и особенно практика их проведения в жизнь давала желаемые для правящей партии результаты. Так, на IV Всесоюзный Съезд Советов в 1927 году были избраны 1601 делегат, среди которых рабочие составляли 47,1%, крестьяне – 28,3%. Но самое главное, что путем «всенародных демократических» выборов в высший орган власти население, якобы, добровольно избрало главным образом большевиков. Из всех делегатов Всесоюзного Съезда 72,5% являлись членами Коммунистической партии. 

Так и была разрешена упомянутая диалектическая проблема: Советы стали органами власти демократическими по форме, коммунистическими по содержанию. Правящей партии удалось создать такую систему выборов, которая фактически не оставляла избирателям выбора.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 17 августа