МОСКВА, 10 окт - РАПСИ. Мосгорсуд в среду изменил на условное наказание участнице панк-группы Pussy Riot Екатерине Самуцевич и освободил ее в зале суда, учтя ее небольшую роль в "панк-молебне" в храме Христа Спасителя. Еще двум участницам группы Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой, которые успели спеть и станцевать в храме, суд оставил приговор в силе и теперь им предстоит провести два года в колонии.

Пять девушек в конце февраля пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый "панк-молебен". Видеоролик с выступлением был выложен в интернете и вызвал большой общественный резонанс. Хамовнический суд Москвы 17 августа приговорил Толоконникову, Алехину и Самуцевич к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. По нормам УК РФ подсудимым грозило до семи лет колонии. Вместе с тем потерпевшие считали возможным дать девушкам условный, а не реальный срок лишения свободы.

Члены Общественной палаты считают освобождение Самуцевич заслугой ее нового адвоката. Перед рассмотрением жалобы она отказалась от предыдущих защитников, которые представляли интересы девушек на протяжении следствия и судебного разбирательства. Ее новый адвокат Ирина Хрунова в своем выступлении, не отрицая предыдущие показания своей подзащитной, отметила, что на амвоне та провела лишь 15 секунд, после чего была выведена охраной, так и не совершив хулиганских действий.

Защитники Толоконниковой и Алехиной, в свою очередь, говорили об отсутствии мотива религиозной ненависти и вражды со стороны своих подзащитных, которые руководствовались исключительно политическими мотивами. Они также указали на значительно число нарушений, допущенных Хамовническим судом Москвы, и говорили о смягчающих обстоятельствах - малолетних детях и положительных характеристиках.

Сами девушки обещали продолжить бороться, не молчать и сообщили о надвигающейся гражданской войне.

Потерпевшие между тем критически оценили все эти доводы, как и прокурор, который выступил против отмены или изменения приговора.

Теперь девушек в течение десяти дней должны отправить в колонию для отбывания наказания.

Экспертиза и свидетели

В начале заседания адвокаты предприняли еще одну попытку перенести слушания дела. В частности, они просили о вызове свидетелей, которых отказался допросить еще Хамовнический суд, а также о проведении повторной психолого-лингвистической экспертизы.

Экспертиза, в проведении которой участвовали не только психологи и лингвисты, но и доктор юридических наук, нашла в действиях участниц панк-группы мотив религиозной ненависти и вражды. Заключение экспертов и легло в основу обвинения и квалификации их действий именно как хулиганства на религиозной почве.

Адвокат Виолетта Волкова посчитала, что экспертиза была проведена с нарушениями, а у экспертов вообще не было полномочий для ее проведения. По ее данным, все они - глубоко воцерковленные люди, поэтому они не могли быть объективными.

Защита в Хамовническом суде и в Мосгорсуде потратила несколько часов, добиваясь исключения данного заключения из материалов дела, однако суд и тогда, и сейчас отклонил все ее ходатайства на эту тему. В случае назначения повторной экспертизы ее проведение могло занять больше месяца.

Политика, а не богохульство

В своих выступлениях девушки говорили о политической составляющей своей акции, отрицая религиозный мотив.

"Мы шли в храм, чтобы выразить наш протест против сращивания религиозных и политических деятелей. Возможно, формат панк-молебна был неприемлемым для нашего общества", - сказала Алехина.

Она назвала шантажом заявление РПЦ, которая призвала суд проявить милосердие в случае раскаяния подсудимых. "Это страшно, когда раскаянием шантажируют, когда смешивают таинство и признание вины в уголовном деле", - считает Алехина.

Толоконникова в своей речи обвинила вынесшую приговор судью Марию Сырову в необъективности, пристрастности и обвинительном уклоне. Она напомнила, что судья отказалась допросить явившихся в суд свидетелей и не выслушала многие ходатайства защиты.

"Я требую отмены приговора и требую прекращения собственного уголовного преследования", - завершила Толоконникова свою речь.

Девушки также пообещали, что даже в колонии "не будут молчать" и продолжат политическую активность. Толоконникова даже пригрозила грядущей гражданской войной.

Вражда, закон и дети

Адвокаты Алехиной и Толоконниковой разделили темы выступления. Виолетта Волкова на заседании говорила об отсутствии религиозной ненависти и о неправильной квалификации событий. Марк Фейгин сосредоточился на процессуальных нарушениях, а Николаю Полозову достались смягчающие обстоятельства.

По мнению Волковой, девушки старались максимально пощадить чувства верующих, насколько это позволял формат акции: они пришли в храм не во время службы и не пошли в алтарь. Канонические правила, которые они нарушили, не являются общепринятыми, а многие положения церковных соборов, на которые ссылается обвинение, вообще можно считать экстремистскими.

"Состав преступного деяния не доказан ни в суде, ни в процессе предварительного следствия", - отметила адвокат Волкова.

Фейгин сказал о многочисленных нарушениях закона, которые он усмотрел в действиях Сыровой, и к которым он также отнес высказывание президента РФ Владимира Путина, незадолго до рассмотрения кассации назвавшего приговор законным. Адвокат попросил суд вынести в отношении президента частное определение.

"Суд не учел условия жизни семьи Толоконниковой. Ее малолетняя дочь Гера очень тяжело переживает разлуку с матерью. За все время следствия и судебного процесса ей удалось увидеться с матерью только один раз. Это очень жестоко по отношению к ребенку, который точно ни в чем не виноват", - сказал Полозов о смягчающих обстоятельства.

Он вспомнил и о сыне Алехиной Филиппе, а также о ее крайне положительных характеристиках, в том числе из экологических организаций. "Алехина занимается творчеством и пишет стихи, и никогда в ее стихах не было даже намека на рознь", - отмечает адвокат. Также в рамках православного фонда "Даниловцы" она помогала психически больным детям, сообщил Полозов.

15 секунд на амвоне

Самуцевич в своем выступлении пояснила, что отказалась от адвокатов, поскольку они были невнимательны к деталям ее участия в панк-молебне. "Если я за что и должна отвечать, то только за то, что действительно совершила", - сказала она.

Между тем она не изменила своей точки зрения по делу и не отказалась от других подсудимых. "Я собиралась провести политическую акцию, оскорблять верующих я не собиралась. В этом наша позиция сходится у всех троих, никакого раскола в группе нет", - отметила Самуцевич.

Ее адвокат пояснила, что Самуцевич не принимала участия в тех действиях, которые судом были признаны хулиганскими и которые оскорбили чувства верующих. "На солее она находилась около 15 секунд. Она не танцевала, не пела, не выкрикивала, не совершала ничего, что судом квалифицировано как преступление", - добавила Хрунова.

Она пояснила, что в приговоре указано, что все три подсудимых проникли на солею, танцевали, скандировали оскорбляющие верующих слова, наносили удары воображаемым противникам. "Однако действия осужденных не были идентичными", - подчеркнула она. Самуцевич, по ее словам, перелезла через ограждение, сняла куртку и рюкзак, попыталась расчехлить гитару, после чего была выведена их храма.

Эти доводы подтверждаются показаниями потерпевших, которые сказали, что ее "вовремя увели".

"Наказание за незаконченное преступление должно быть существенно ниже, чем за законченное",- сказала Хрунова.

Верующих оскорбили и в храме, и в суде

Потерпевших и прокурора доводы защитников не убедили. Они назвали приговор законным и обоснованным. При этом представители потерпевших не стали высказываться насчет наказания, поскольку среди их доверителей наблюдается разброс мнений на этот счет.

"Потерпевшие подтвердили отсутствие политических мотивов, они не слышали лозунгов и фамилий политиков, только бранные слова, только оскорбление чувств верующих", - сказал адвокат Лев Лялин. Он напомнил, что храм Христа Спасителя является главным храмом страны. По его мнению, место для панк-молебна выбрано специально, чтобы максимально задеть православных.

Адвокат Алексей Таратухин был возмущен поведением осужденных как в храме, так и в суде. "В главном православном храме страны женщина молит их прекратить правонарушение, а они ее отталкивают. Это что, по мотивам религиозной любви и нежности было сделано?", - недоумевает он.

Представители потерпевших отметили оскорбительные вопросы, которые подсудимые задавали их доверителям, - про бесов, юродивых, неэффективность лечения душевных ран божественными откровениями. Адвокат Лариса Павлова считает, что они проявили неуважение, когда просили вызвать в суд "гражданина Гундяева", а возле суда было организовано шельмование и улюлюканье.

"То, что Самуцевич не плясала и не задирала ноги, еще не дает ее защите оснований просить о прекращении уголовного дела", - считает Павлова.

Наказание считать условным

Суд, на 40 минут удалившись в совещательную комнату, огласил решение, из которого следовало, что доводы защиты Самуцевич его убедили, а вот тезисы других адвокатов - нет.

"Наказание Самуцевич изменить на условное с испытательным сроком два года. Освободить ее из-под стражи в зале суда. Приговор в отношении Толоконниковой и Алехиной оставить без изменения", - огласил постановление один из судей.

Суд наложил на Самуцевич обязанность во время испытательного срока регулярно являться в надзирающий орган и должным образом себя вести, не совершать правонарушений, не менять место жительства без предварительного уведомления. В противном случае, предостерегла ее судья Лариса Полякова, условное наказание может быть заменено на реальное заключение.

Подобные ограничения касаются всех, кому назначено наказание в виде условного лишения свободы.

Решение суда сопровождалось аплодисментами. Также с восторгом зрители встретили Самуцевич, вышедшую из суда. Она сказала, что рада освобождению, но ей обидно за двух других девушек. Сославшись на усталость, она не стала дальше общаться с прессой, пообещав дать комментарии потом.

Выбор колонии

Адвокаты Толоконниковой и Алехиной сказали, что рады за Самуцевич, но решение суда им не очень понятно, ведь суд имел все основания для освобождения и их подзащитных. Они намерены обжаловать приговор как в президиуме Мосгорсуда, так и в Европейском суде по правам человека.

Хрунова также не исключает возможности подачи надзорной жалобы, ведь Самуцевич хоть и освободили, но она все равно признана виновной в совершении преступления. Решение суда она назвала хоть не окончательной, но победой, ведь тюрьма, отметила адвокат, "особенно для женщины, это ужасно".

В течение следующих десяти дней Федеральная служба исполнения наказаний должна определить колонии, куда направит Толоконникову и Алехину. В Москве женских колоний нет, но их могут отправить в любую из 63 женских колоний на территории РФ.

Обе осужденные подали заявления с просьбой оставить их отбывать наказание в хозяйственном отряде столичного СИЗО номер 6. ФСИН их просьбы отклонила, сославшись на полную укомплектованность кадрами данного подразделения.

Опрошенные РАПСИ адвокаты, отмечают, что обычно москвичек этапируют либо в колонию Можайска в Московской области, либо в мордовскую колонию в Потьме.

Согласно статье 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее десяти дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.

После прибытия осужденного в колонию в течение десяти дней ФСИН уведомляет одного из родственников (по выбору осужденного), в каком исправительном учреждении тот находится.

Справедливо, но недостаточно

Мнения наблюдателей по поводу решения Мосгорсуда разделились. Одни считают, что судебная коллегия должна была освободить всех трех подсудимых. Другие отмечают, что Самуцевич спасла от тюрьмы грамотная линия защиты.

Члены Общественной палаты (ОП) РФ считают, что изменение наказания одной из участниц панк-группы Pussy Riot Екатерине Самуцевич на условное является заслугой ее нового адвоката. "Конечно, все дело в адвокатах... Думаю, что это результат его замены. Адвоката заменили на представителя "Агоры" - это сильная организация и люди, которые там работают, производят впечатление больших профессионалов", - сказал РИА Новости член ОП Денис Дворников.

Глава комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сказал РИА Новости, что решение Мосгорсуда в полной мере соответствует требованиям закона, так как учитывает степень вины и характер действий каждой из обвиняемых.

"Задача суда - полно и всесторонне оценивать все доказательства по делу. Изменение приговора по Самуцевич связано с тем, что судейская коллегия дифференцировала ответственность подсудимых по характеру совершенных деяний и степени их вины", - заявила Яровая. "Это как раз подтверждает объективность суда и справедливость вынесенного приговора", - добавила она.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева рада за участницу группы Pussy Riot Екатерину Самуцевич, наказание которой было заменено на условный срок, но считает, что остальные две девушки также должны быть освобождены.

"Я рада за нее, что она вышла условно... Я не юрист, я не знаю, какие возможности дополнительных пересмотров. Но, конечно, все они не заслуживают того наказания, которое им дано, и должны быть все освобождены", - сказала РИА Новости Алексеева.

В свою очередь лидер движения "За права человека" Лев Пономарев назвал решение Мосгорсуда ожидаемым. "Юридически она (Самуцевич) в меньшей степени виновата в этом правонарушении, чем те двое. То есть, в каком-то смысле это логически и чисто юридически был естественный шаг", - сказал РИА Новости Пономарев.