МОСКВА, 24 мая — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, согласно которому в РФ будет введен институт уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг.

Целью законопроекта является создание на безвозмездной основе действенной, эффективной и оперативной системы досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг – физическими лицами и финансовыми организациями, оказывающими данные услуги населению.

Проект закона был принят в первом чтении в 2014 году, с тех пор шла его доработка. Во втором чтении он был одобрен 23 мая.

Так, документом предусматривается учреждение Службы финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций, устанавливается статус финансового уполномоченного. Главный финансовый уполномоченный назначается советом директоров Центрального банка РФ (ЦБ) по представлению председателя ЦБ, согласованному с президентом РФ, сроком на пять лет. Финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг назначаются советом директоров ЦБ по предложению главного финансового уполномоченного сроком также на пять лет. Реестр организаций, обязанных взаимодействовать с финансовым уполномоченным, будет вести ЦБ.

Финансовый омбудсмен будет рассматривать обращения граждан в отношении финансовых организаций, включенных в соответствующий реестр, о взыскании денежных средств, если сумма спора не превышает 500 тысяч рублей.Также он будет рассматривать требования потребителя финансовых услуг, которые вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». При этом финансовый уполномоченный не будет рассматривать дела, по которым ведется процедура медиации или по которым уже принято решение суда

Клиенту – физическому лицу помощь будет оказываться бесплатно, а само обращение может быть подано как на бумажном носителе, так и в электронном виде (в том числе, через МФЦ). По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение, которое вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после его подписания.

Если финансовая организация не исполняет решение финансового уполномоченного, то он выдает клиенту – физическому лицу удостоверение, являющееся исполнительным документом. Гражданин также сможет обжаловать в суде решение финансового омбудсмена.

Законопроект предполагает поэтапное введение разрешения споров граждан с различными финансовыми организациями.Через 90 дней после подписания закона вступают в силу его основные положения, а через 270 дней созданные институты уполномоченных по правам потребителей финансовых услуг вступают во взаимодействие со страховыми организациями. Так, в первую очередь финансовый уполномоченный начнет взаимодействовать со страховыми организациями по спорам, вытекающим из договоров ОСАГО и КАСКО, потом по иным видам страхования. С 1 января 2020 года к системе присоединятся микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года — кредитные потребительские кооперативы, кредитные организации, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды.