Особая сессия народного суда рассмотрела дело иеромонаха Донского монастыря Досифея и игуменья Гжатского монастыря Серафимы, которых обвиняли в махинациях со святыми мощами и агитации за монархизм. В рамках дела комиссариат здравоохранения даже провёл экспертизу останков и решил, что мощи представляют из себя «обычные мумии».

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 30 июля 1920 года.*


Дело святых отцов

В особой сессии Московского Совета Народного суда закончилось дело по обвинению иеромонаха Донского монастыря Досифея и игуменья Гжатского монастыря Серафимы в религиозных шантажах и в монархической агитации.

Произведенным Наркомюстом и В. Ч. К. расследованием установлено, что 19 февраля 1919 г. патриарх Тихон совершенно секретно разослал по своим губернским владыкам циркуляр об устранении поводов к соблазнам в отношении святых мощей, заканчивая циркуляр мольбою «да сохранит вас Господь в тяжелых, лютых для церкви обстояниях». На основании этого секретного циркуляра, владыки разослали по монастырям и благочинным секретным циркуляр о пересмотре мощей, об изъятии из них ваты, тюфячков, об уничтожении фигур-кукол, о придаче трупам более естественного вида и иные организационные советы в том же духе.

После этого циркуляра архиепископы Назарий и Досифей составили «акт» осмотра виленских угодников, в коем удостоверили, что кожа угодников, якобы, сохранила цвет живого тела, что, якобы, грудные клетки целы и покрыты светлою, желтоватого цвета, кожею, и что самые мощи – подлинно нетленные, т.-е. представляют из себя неразрушенное со временем тело.

Однако, экспертиза турпов, произведенная при участии Народного комиссара здравоохранения т. Семашко, профессора Симановского и др., разъяснила, что на этих трупах никаких клеточных образований, мышечных волокон и т. д. не имеется, что самые мумии представляют из себя обычный вид естественного разложения и высыхания гниющего трупа известного в судебной медицине под именем мумификации. А сам Досифей сознался, что составленный архиепископом Назарием при его участии акт об, якобы, нетленности для них обоих заведомо был ложен.

На суде из допроса свидетелей выяснился ряд интимных подробностей из «деяний святых отцов». За один только 1919 год от одной только продажи свечей в одной только Иверской часовне патриарх Тихон получил на свой торговый пай около 600.000 руб., не считая полученных им около 500.000 руб. за тот же срок от молебнов. Сам патриарх Тихон, вызванный в суд в качестве свидетеля, пытался на все вопросы оправдаться шуточками. Его показания подчас возбуждали смех почти всей аудитории.

Общественный обвинитель т. Галкин-Горев выпукло обрисовал всю группу пауков как сидящих на скамье подсудимых, так и направляющих эту паучью деятельность. Защита, которая была представлена двумя правозаступниками по назначению и, кроме того, гражданином Брусиловским, выступавшим добровольцем, надо полагать, из одного религиозного рвения, вела себя совершенно в стиле старой наемной адвокатуры, готовой распинаться за любое шарлатанство и шантаж. Эти адвокаты договорились до того, что культ мумифицированных тел имеет мистическое оправдание и чуть ли не санкцию науки, что особенно пикантно со стороны русских когда-то радикальствующих интеллигентов.

Сочувствие одних только чуек и старушек, которые энергично аплодировали привело, однако, в смущение даже этих смелых мыслителей, и перед объявлением приговора они сочли необходимым публично заявить, что их плохо поняли и что они приветствуют Советскую власть за разоблачение религиозного шантажа.

(Известия В. Ц. И. К.)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены