Верховный суд РФ запретил контролерам общественного транспорта отбирать у пассажиров документы с персональными данными, говорится в изученном РАПСИ определении. Высшая инстанция отмечает, что правовые нормы позволяют проверяющим изъять лишь просроченную либо явно чужую карту, но не действующий документ.


С жалобой до ВС РФ дошел студент столичного вуза, у которого контролер отобрал социальную карту москвича. Автор отмечает, что в документе зафиксирована информация о нём как о держателе карты с визуальными признаками - фотография и персональными данными - фамилия, имя и отчество, а также номер полиса обязательного медицинского страхования. Кроме того, на карте обозначены данные о сроке ее действия и основания предоставления льгот - обучение в вузе. Тем не менее, у заявителя во время поездки не было с собой студенческого билета, из-за чего контролер и изъял у него карту.

Будущий юрист обратился в суд с административным исковым заявлением о признании действий контролёра ГУП «Мосгортранс» незаконными. Однако три судебные инстанции его требования не поддержали, посчитав, что для проезда городским наземным электрическим транспортом льготная категория пассажиров обязана предъявить документ об оплате (регистрации) проезда и документ, подтверждающий право на льготу. В данном случае - студенческий билет.

Суд применил подпункт «е» пункта 65 и пункт 67 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предусматривающие изъятие перевозчиком билета при непредставлении лицом документа, подтверждающего его право на льготу по оплате проезда, если представление такого документа является обязательным (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года №1586, отказал в удовлетворении административного искового заявления).

Апелляционный и кассационный суды с этими выводами согласились.

Позиция ВС

Федеральный закон предусматривает возможность изъятия именно проездного билета, в том числе с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если льготник не представляет действительный документ, подтверждающий право на бесплатную поездку или скидку (пункт 2 части 7, часть 9, часть 23 статьи 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №259), соглашается ВС. Однако по отношению к соцкарте москвича эти нормы не применимы, объясняет высшая инстанция. 

При этом в Москве действуют Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами), которые предусматривают, что при реализации права на бесплатный проезд пассажиры регистрируют свою поездку путём поднесения социальной карты москвича к мишени устройства контроля и погашения билетов.

Безбилетным проездом считается инцидент, когда пассажир предъявляет чужую социальную карту москвича или льготный билет для учащихся, либо когда срок действия документа истёк (пункт 7.2.5 Правил), указывает ВС.

«При предъявлении пассажиром контролёру наземного городского транспорта общего пользования для подтверждения факта оплаты проезда проездного билета, а также социальной карты москвича, которая не принадлежит этому лицу или срок действия которой истёк, данный документ подлежит изъятию в установленном порядке.

Согласно должностной инструкции контролёра он (контролёр) обязан проверять наличие проездных документов у пассажиров всех категорий, с помощью технических средств контроля устанавливать их подлинность, срок действия и правильность оплаты проезда; изъять у пассажира, предъявившего в качестве оплаты проезда льготную персонифицированную карту, ему не принадлежащую.

Таким образом, контролёром наземного городского транспорта общего пользования социальная карта москвича может быть изъята у пассажира только в двух случаях: если она ему не принадлежит или истёк срок её действия. Иные основания для изъятия социальной карты москвича, связанные с реализацией права на льготный проезд, действующим законодательством не предусмотрены», - подчеркивает ВС. 

ГУП «Мосгортранс», выступавший в данном деле ответчиком, не оспаривал, что студент предъявил контролеру действующую карту москвича и зарегистрировал поездку с помощью этого документа. Следовательно, у контролера не было оснований считать его проезд безбилетным и тем более не возникало право забирать у истца документ, объясняет высшая инстанция. 

ВС также обращает внимание, что действия контролера повлекли нарушение прав студента, который из-за изъятия карты москвича был лишен не только возможности льготного проезда, но и перспектив использования других социальных льгот. 

В результате Судебная коллегия по административным делам ВС РФ определила исковое заявление студента удовлетворить и признать незаконными действия контролера ГУП «Мосгортранс», выразившиеся в изъятии социальной карты.

Алиса Фокс