Исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на бюджетные средства должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов на исполнение, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ.​


Суть дела​

ООО «Алла» обратилось в суд с иском к Правительству Москвы, Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Москомстройинвесту о взыскании 102 миллионов рублей убытков в виде рыночной стоимости снесенного нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.​

Решением Арбитражного суда Москвы, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда и суда округа, взыскал с​ Москомстройинвеста за счет казны города Москвы в пользу истца​ 24,7 миллиона рублей, в остальной части исковых требований отказано.​

По заявлению взыскателя столичный арбитраж​ 12 ноября 2020 года выдал исполнительный лист, который был предъявлен истцом для исполнения в Департамент финансов города Москвы 1 февраля 2021 года. Взысканные решением суда денежные средства перечислены обществу платежными поручениями от 25 февраля​ и 16 апреля 2021 года. ​

В феврале 2022 года общество обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением об индексации присужденных денежных средств за период с 31 декабря 2019 года по 16 апреля 2021 года. Суд отказался удовлетворить заявленные требования, указав, что до момента поступления исполнительного документа на исполнение у должника отсутствовали правовые основания для исполнения судебного акта, а предъявленный обществом исполнительный лист был исполнен в пределах установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса трехмесячного срока.​

Однако апелляционный суд удовлетворил заявление общества и​ взыскал с Москомстройинвеста денежные средства в размере 1,8 миллиона рублей. Суд округа оставил данное решение без изменения. Не согласившись с данными судебными актами, Москомстройинвест подал кассационную жалобу в Верховный суд.​

Волеизъявление взыскателя​

Верховный суд​ направил запрос по указанному делу в Конституционный суд РФ, который отметил, что совершение уполномоченными органами действий по исполнению судебных актов в установленном законом порядке, в соответствии с принципами бюджетного регулирования, в пределах предусмотренных сроков не может расцениваться как несвоевременное исполнение судебного акта, неправомерная задержка его исполнения.​

Риск же инфляционного обесценивания взысканных денежных сумм зависит от поведения самого взыскателя, и его можно минимизировать, незамедлительно предъявив исполнительный документ к исполнению, указал КС.​

Он разъяснил, что применение индексации без учета особенностей порядка исполнения судебного акта публично-правовым образованием, связывающих начало данной процедуры с волеизъявлением взыскателя, способно привести к злоупотреблениям со стороны последнего и к использованию института индексации присужденных сумм в качестве способа обогащения.​

«Процедура исполнения судебного акта в рамках как гражданского, так и арбитражного процесса, предусматривающая взыскание бюджетных средств с публично-правового образования, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные суммы, поскольку до момента поступления исполнительного документа на исполнение у должника​ —​ публично-правового образования отсутствуют основания для исполнения судебного акта в порядке, отличном от установленного бюджетным законодательством (в том числе в добровольном порядке)», — говорится в определении Конституционного суда.​

Различное толкование

При этом КС констатировал, что статья 183 АПК РФ в действующей редакции — в системной связи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса — не дает ясного ответа на вопрос о конкретных сроках индексации сумм, взыскиваемых с такого должника, и порождает различное толкование спорного регулирования.​

«Например, в настоящем деле суд первой инстанции посчитал, что индексирование присужденных денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации должно начаться со дня, следующего за днем истечения трехмесячного срока, установленного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса. Возможно и другое толкование: срок индексации начинает течь со дня, когда исполнительные документы, названные в статье 242.1 того же Кодекса, поданы на исполнение», — отметил КС.​

В связи с изложенным Конституционный​ суд РФ признал положения статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и предписал федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания указанных норм в их взаимосвязи.​

КС постановил, что впредь до внесения соответствующих изменений в законодательство исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса, на исполнение.​

На основании изложенного ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.