При придании исполнительского иммунитета одному из имеющихся у гражданина-должника жилых помещений судам следует руководствоваться критерием недопустимости вынуждения гражданина к изменению места жительства, где он постоянно или преимущественно проживает, поясняет Верховный суд (ВС) РФ.


Суть дела 

В рамках дела о банкротстве гражданина Вадима Батыргореева его финансовый управляющий обратился в суд с заявлением об определении жилого помещения, обладающего исполнительским иммунитетом. 

Определением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлениями апелляционного суда и суда округа, из конкурсной массы должника исключено жилое здание, а также земельный участок, расположенные в Республике Мордовия.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, должник обратился с кассационной жалобой в Верховный суд, в которой просит исключить из конкурсной массы другое жилое помещение, а именно комнату в Москве. 

Батыргореев указывает, что длительное время зарегистрирован и постоянно проживает в комнате вместе с супругой. Кроме того, проживание в комнате позволяет ему быть трудоустроенным в Москве и обеспечивать себя и членов семьи необходимым минимумом благ. 

Позиция ВС 

При выборе из нескольких принадлежащих должнику на праве собственности жилых помещений Пленум Верховного Суда в своем постановлении от 25 декабря 2018 года №48 ориентирует суды на установление соотношения интересов кредиторов с защитой конституционного права на жилище самого гражданина-должника и членов его семьи, обеспечения им нормальных условий существования и гарантий социально-экономических прав, разъясняет ВС. 

Он отмечает, что названное соотношение может считаться установленным правильно, если не приводит к нарушению жилищных прав должника. 

«Для определения пределов соблюдения жилищных прав при придании исполнительского иммунитета одному из имеющихся у гражданина-должника жилых помещений следует руководствоваться содержащимся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2021 года №15-П критерием недопустимости вынуждения гражданина к изменению места жительства (поселения).  

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», — уточняет Верховный Суд. 

Высшая инстанция напоминает, что должник указывал, что длительное время зарегистрирован и постоянно проживает в комнате вместе с супругой, которая не имеет в собственности другого жилого помещения. Проживание в комнате позволяет ему быть трудоустроенным в Москве и обеспечивать себя и членов семьи необходимым минимумом благ. Однако данные доводы судами не были приняты во внимание. 

На основании изложенного ВС отменил оспариваемые судебные акты и исключил из конкурсной массы Вадима Батыргореева комнату, расположенную в Москве на Солнцевском проспекте.  

Никита Ширяев