МОСКВА, 16 июн - РАПСИ. Борьба с «черным рынком курсовых» одна из острых проблем в области высшего образования и развитие искусственного интеллекта может составить конкуренцию «нелегальным авторам», однако любой профессор юридических наук отличит работу робота от человека, заявили РАПСИ представители ведущих вузов страны. 

О том, что рынок заказных работ для студентов высших учебных заведений может претерпеть изменения из-за развития нейросетей в пятницу на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский. 

"Мы смотрим и на генеративные сети. Мы помним, что у нас есть рынок заказных работ. В чем разница между ИИ и другим человеком, который эти работы пишет? Мы считаем, что с помощью использования Chat-GPT и других ИИ-роботов этот рынок выровняется", - сказал представитель ведомства, отметив, что бояться технологий не стоит, но студентов надо настраивать на самостоятельную работу.

Видно за версту 

«Да, искусственный интеллект может выявлять заимствования, интегрирования, несамостоятельную работу студента. Человек обязательно должен мыслить самостоятельно и, конечно, для преподавателя нет никакой разницы – написал его работу робот или другой, более талантливый сокурсник, главное, что это сделал не он сам, а значит – результата обучения нет. Конечно, нужны компьютерные программы, которые такую «несамостоятельность» блокируют», - отмечает заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Леонид Головко. 

Он напомнил, что сейчас в каждом вузе используется программа «Антиплагиат», которая технически все более совершенствуется и ее также можно отнести к искусственному интеллекту, помогающая выявить уникальность студенческих работ.

При этом профессор предупредил студентов, что привлекать нейросеть для написания курсовых и заданий - не лучшая идея. 

«Не надо в этом смысле вводить студентов в заблуждение, что все так легко, на самом деле - трудно. 

Нейросеть сразу видно, что этот текст не человеческий: у нее нет творчества, текст некачественный априори и отличается даже по структуре. Эти тексты написаны плохо и сразу видно по одному абзацу и даже по одной фразе, что это в общем-то дрянной текст, за версту видно, что это машинный текст», - отметил эксперт. 

Тем не менее Головко признал, что с рынком «черных курсовых», которые пишут не роботы, а способные студенты бороться нужно, так как работы под заказ написаны уже качественно и сложнее выявить - самостоятельная она или нет.

«Тут лучше всего помогает только подход постоянного общения, тесной работы со студентами: когда такой студент придет к профессору, тот сразу увидит, что даже если на бумаге все гладко, а на деле он двух слов связать не может и профессор все поймет и поставит двойку. Что сплошь и рядом происходит», - резюмировал профессор.

Больше очных проверок

Из-за развития нейросетей вузы могут обязать студентов очно защищать даже курсовые работы, предполагает доцент НИУ ВШЭ Кирилл Молодыко.

«Прогресс нейросетей может привести к тому, что университеты увеличат количество очного контроля ежегодных работ. Придут к тому, чтобы проводить очные защиты не только дипломных работ, но и простых курсовых», - считает он. 

Эксперт также не исключает, что рынок «черных курсовых» сам начал использовать искусственный интеллект, чтобы быстрее и больше зарабатывать на написании работ. 

Он отметил, что в его вузе для определения самостоятельности работы используют не только «Антиплагиат», но и еще три ступени проверки: первоначально студент защищает концепцию работы на английском языке, потом преподаватель выставляет свой балл до защиты (он составляет 30% от итоговой оценки) и только потом своё слово говорит итоговая комиссия (её голоса составляют 70% от оценки).

Перспектива в траекториях 

Говоря о полезных навыках ИИ в сфере высшего образования Секиринский отметил, что его можно использовать в помощь сомневающимся студентам для выбора направления, куда можно вложить свои успехи и способности.

«Мы видим перспективу в индивидуальных образовательных траекториях - в них есть большой потенциал. В последние 10 лет университеты смотрели на подготовку специалистов, востребованных рынком, но трагедия в том, что сейчас мы имеем много специалистов, но очень мало образованных людей. А технологии могут позволить подбирать разные траектории обучения для студентов - подбор индивидуальных образовательных программ по рейтингам и опыту выпускников», - пояснил замминистра.