МОСКВА, 1 дек — РАПСИ. Необходимо внести поправки в закон об иноагентах, где следует уточнить, что относится к политической деятельности организации, считает профессор Высшей школы экономики, член Научно-экспертного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин. По его словам, это позволит избежать злоупотреблений в отношении экспертных и правозащитных организации.

«По сегодняшнему законодательству проведение совместного семинара с участием иностранных представителей – уже были такие случаи – становилось предметом для включения в действие закона об иностранных агентах. А еще хуже того, этот закон еще начинают включать в ситуации, когда речь идет о религиозной деятельности. Когда начинают рассматривать в качестве иностранных агентов представителей религиозных организаций – а у нас целый ряд централизованных религиозных организации имеют центры за пределами Российской Федерации», - сказал Дискин.

По его словам, крайне важно не допустить «охоту на ведьм»: «Сегодняшние формулировки дают для этого достаточно оснований. Потому что определение, что такое политическое деятельность, настолько широко, что позволяет подвести под него практическую любую экспертно-аналитическую, правозащитную и общественную деятельность».

Он добавил, что президент РФ Владимир Путин ранее уже давал поручение – уточнить определение иностранного агента в части политической деятельности. «Необходимо в рамках Общественной палаты или в рамках СПЧ создание рабочей группы, которая бы подготовила рекомендации по совершенствованию закона об иноагентах. Сюда включить поправки, основанные на идее нашего президента, – отделить экспертизу, общественную деятельность от политической деятельности с тем, чтобы в ряде случаев лекарство не оказалось хуже болезни», - заключил Дискин.

В ноябре в Госдуму был внесен законопроект о возможности признания иноагентами физических лиц, которые занимаются политической деятельностью или сбором сведений в военно-технической сфере и получают при этом зарубежное финансирование. Согласно предлагаемым изменениям, такие лица не смогут занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенными к государственной тайне.

Кроме того, проект закона предлагает по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента, установить уведомительный порядок учета общественных объединений, функционирующих на территории РФ без государственной регистрации и получающих иностранное финансирование в целях участия в политической деятельности. Сведения, содержащиеся в представляемых уведомлениях, составят реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.