МОСКВА, 19 авг — РАПСИ. Налоговые органы нашли способ контролировать неконтролируемые сделки с взаимозависимыми лицами, считает главный юрисконсульт по налоговому праву IPT GROUP Дмитрий Мануйлов.

В большинстве случаев (в 2015 и 2016 годах) суды примерно в половине случаев заняли позицию, что проверка цен была неправомерна (включая определение Верховного суда (ВС) России). Однако в последнем судебном акте ВС РФ сделал вывод о том, что цены в сделках между взаимозависимыми лицами могут быть проверены не только Федеральной налоговой службой (ФНС) РФ в рамках проверки трансфертного ценообразования, но также и территориальными налоговыми органами в рамках выездной налоговой проверки при условии доказанности факта получения необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком. С учетом прецедента, по мнению Мануйлова, «возрастает вероятность того, что налоговые органы будут применять данный подход для проверки цены сделок, не признающихся контролируемыми, для оценки налоговых обязательств компании».

Не секрет, что налоговые органы периодически пытаются реализовать правовые позиции Минфина России, согласно которым контролирующий орган допускает контроль цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, если участники искусственно создают условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды.

Такой подход к контролю цен налоговый орган применил при проведении выездной налоговой проверки ООО «Деловой центр Минаевский». Спор, возникший между компанией и контролерами, дошел до ВС РФ, который уже однажды встал на сторону налогоплательщика (определение от 22 июля 2016 года по делу № А40-63374/2015). В свою защиту компания привела довод о том, что налоговые органы вышли за пределы своих полномочий, проверяя соответствие цен сделок рыночному уровню в рамках выездной проверки, поскольку определение дохода в контролируемых сделках является исключительной прерогативной ФНС России. Кроме того, компания приводила довод, что сделки не являются контролируемыми, так как цена по каждой из них не превышает суммовой лимит в 60 миллионов рублей. Однако высшая судебная инстанция отвергла указанные аргументы компании. Суд, отказывая налогоплательщику в его требованиях, исходил из того, что при совершении сделок с взаимозависимыми лицами компания преследовала не предпринимательские, а иные цели, связанные с экономией налогов.

Напрашивается вполне логичный вопрос: во сколько же раз может отклоняться цена по сделке между взаимозависимыми лицами, чтобы налоговые органы и суды не имели претензий к ее цене? Эксперт предположил, что претензии могут быть к сделкам с незначительным отклонением от рыночного уровня, поскольку во главу угла будут ставиться вопросы о том, насколько разумна применяемая цена по сделке с взаимозависимым лицом с предпринимательской точки зрения и о том, продиктована ли сделка целями налоговой экономии.

С принятием ВС РФ судебного акта в пользу налоговиков, по мнению эксперта, значительно возрастает риск предъявления территориальными налоговыми органами претензий в рамках налоговых проверок к цене сделок с взаимозависимыми лицами, несмотря на отсутствие критериев, приводящих к контролю сделок.