Светлана Лиенко, исполнительный директор российского регистратора и хостинг-провайдера REG.RU

Театр начинается с вешалки, а интернет – с веб-адреса и хостинга. Именно поэтому во многих процессах, связанных с предупреждением и пресечением правонарушений в Сети, ключевая роль отводится регистраторам доменов и хостинг-провайдерам. 

REG.RU, как крупнейший участник рынка в обоих сегментах, ежедневно получает десятки запросов о принятии мер по тому или иному сайту, как от компетентных органов (Роскомнадзора, судебных приставов и правоохранителей), так и от частных лиц. Объем таких обращений постоянно увеличивается, поскольку одновременно с появлением новых механизмов борьбы с киберпреступлениями растет правовая культура и интернет-грамотность пользователей.

В этом динамичном процессе случаи блокировки ресурсов все чаще становятся публичными, а регистраторы и хостинг-провайдеры - «крайними», принимая на себя весь праведный гнев общественности. В случае, если сайт-нарушитель очевидно преступил нормы закона и морали (например, пропагандирует употребление наркотиков, распространяет детское порно или занимается мошенничеством) – регистратор и хостер упрекаются в том, что допустили работу такого ресурса.

И в нашей практике такое не редкость - например, в апреле на официальные площадки компании в социальных сетях и службу техподдержки обрушились сообщения от пользователей с обвинениями в пособничестве мошенническому ресурсу X-OBMENKA.RU. Согласно Правилам регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ  нами была проведена проверка корректности указанных при регистрации домена данных, по результатам которой его делегирование было приостановлено и сайт прекратил свою работу.

При этом каких-либо обращений от владельца и подтверждений легитимности данных, необходимых для восстановления работоспособности домена, нами получено не было. Но факт остается фактом: многие пользователи, пострадавшие от деятельности ресурса, искренне считали виновным в этом регистратора.

Если же закрытый сайт оказался «народным любимцем» (например, популярным торрентом), в нас летят камни с обвинениями в самоуправстве. Между тем, действующие законы в сфере борьбы с интернет-правонарушениями формулируют конкретные методы их определения и пресечения, где за каждым участником процесса закреплены четкие компетенции и функции.  Понимать их будет полезно как пользователям, пострадавшим от действий киберпреступников, так и владельцам ресурсов, которые неумышленно нарушили законодательство и столкнулись с угрозой блокировки.

Зона ответственности

Нередко мы слышим упреки пользователей в том, что допустили регистрацию того или иного домена или предоставили хостинг тому или иному ресурсу. Однако если разобраться в правовой природе деятельности регистратора и хостера, становится понятно, что обвинять эти компании в приобретении у них услуги с преступным умыслом – то же самое, что считать аптеку виновной в продаже разрешенного снотворного, которое было использовано для отравления пенсионерки с целью получения ее квартиры.

С точки зрения правового статуса, регистратор выполняет функцию аккредитованного оператора услуги: предоставляет пользователю сервис подбора, регистрации и настройки доменного имени – с одной стороны, и вносит в общий реестр доменной зоны данные о зарегистрированных доменах и их администраторах – с другой.

Выбор доменного имени и его последующее использование – абсолютная прерогатива клиента, ограниченная лишь действующим законодательством и правилами регистрации в конкретной доменной зоне. Большинство доменов второго уровня (в их числе российские .RU и .РФ) имеют так называемые стоп-листы – списки слов, преимущественно нецензурного и антигуманного характера, регистрация которых в качестве адреса недоступна.

Некоторые зоны предъявляют дополнительные требования к администраторам либо использованию доменных имен. Например, адрес .ДЕТИ доступен только для сайтов детской тематики, а в специализированных зонах .AVIA или .TRAVEL могут размещаться исключительно компании, относящиеся к данным индустриям и имеющие специальный ID. Задача регистратора – соблюсти все эти правила на этапе регистрации доменного имени, остальные же действия нового администратора веб-адреса являются областью его ответственности.

Аналогично обстоит дело и с хостинг-провайдерами, основной функцией которых является предоставление вычислительной мощности для размещения сайтов в Сети. Конечно, у хостинговой компании есть доступ ко всем файлам сайта и техническая возможность заблокировать ресурс. Однако, как и регистратор, хостер является провайдером услуги, его задача - обеспечить хранение данных на своих серверах и постоянную их доступность для пользователей.

Вручную контролировать контент всех размещенных на своем хостинге сайтов (а у крупных игроков их сотни тысяч) провайдер не имеет ни права, ни технической возможности. Ответственность за содержание и цели использования ресурсов полностью лежит на их владельцах, обязанность же хостинг-провайдера – осуществить технические действия по блокировке сайта в случае наступления обстоятельств, предусмотренных законодательством.

Причины блокировки

Намеренное прекращение доступности ресурса нередко называют «блокировкой сайта». Де-юре же сайт может быть «закрыт для посещения» по двум причинам - разделегирование домена (то есть прекращение его работы на прописанных DNS-серверах), либо блокировка хостинга. Приостановить делегирование домена может регистратор, который осуществил его регистрацию, а хостинг – соответствующий провайдер.

Есть строго определенный круг обстоятельств, при которых регистратор может снять домен с делегирования. Прежде всего, это решение суда. Сегодня большинство доменных споров связаны с авторскими и смежными правами, и для регистратора, который привлекается к ним в качестве третьего лица, участие в таких судебных разбирательствах становится обычной практикой. Только у нас таких дел – около 7-8 ежемесячно, и среди них немало резонансных процессов, таких как спор по домену TIGUAN.RU или DOBROLET-AVIA.RU.

Что касается досудебного порядка, то причин разделегировать домен «без суда и следствия» у регистратора немного и все они, как правило, указаны в правилах и регламентах регистрации доменов в соответствующих зонах. Например, в зонах .RU и .РФ такими основаниями являются:
     — письменное решение руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; 
     — мотивированное обращение компетентных организаций (их список доступен на сайте координатора зон) в случае, если доменное имя зарегистрировано на ресурс, используемый для фишинга, несанкционированного доступа к данным пользователей и распространения вредоносного ПО, а также распространения детской порнографии;
     — выявление недостоверности данных администратора, указанных при регистрации домена, или непредоставление администратором таких данных.

Чаще всего претензии к регистратору возникают именно по последней причине. Мол, ну и что такого, что администратор не предоставил корректные данные – это что, уже преступление? Нет, не преступление, но правило, как иметь загранпаспорт выезжающему за границу или водительское удостоверение - владельцу автомобиля. Обязанность администратора указывать тот или иной перечень данных о себе предусмотрена правилами всех доменных зон и имеет свое объяснение. По статистике, именно при использовании адреса в незаконных целях пользователь чаще всего регистрирует его на несуществующие данные, желая избежать ответственности.

Кроме того, регистратор обязан уведомлять владельца домена о разделегировании, а в ряде случаев – давать «шанс на исправление» и восстанавливать доступность адреса после удаления противоправного контента. Очевидно, что если у сайта нет реального администратора или он не выходит на связь по указанным контактным данным, «конструктивного диалога» не получится и единственный способ пресечь правонарушение – разделегировать домен.

Как и регистратор, хостинг-провайдер имеет строго определенный перечень прав и обязанностей по блокировке доступа к сайту. Естественно, безусловным основанием является решение суда. Кроме того, хостеры обязаны реагировать на уведомления Роскомнадзора и других компетентных органов, которые имеют полномочия по досудебной блокировке ресурсов в случае нарушения ими действующего законодательства.

Причины, по которым может применяться досудебная блокировка, а также порядок ее осуществления, рассредоточены по нескольким нормативным актам в зависимости от предмета нарушения. В их числе – законы «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

При этом действующими нормами провайдерам вменяется строгая обязанность своевременно реагировать на такие уведомления. Компании и сами стараются максимально оперативно принимать необходимые меры, ведь в обратном случае блокировке будет подлежать весь IP-адрес, а значит и множество законопослушных ресурсов, расположенных на одном сервере с сайтом-нарушителем.

В ряде случаев хостинг-провайдер имеет полномочия заблокировать ресурс, не дожидаясь уведомлений регулирующих органов - к примеру, если сайт содержит заведомо противозаконную информацию: детскую порнографию, пропаганду суицида и т.п.

Вероятно, со временем этот перечень будет расширяться, уже сегодня обсуждаются инициативы включить в него нарушение авторских прав и размещение на сайте азартных игр.

Народный контроль

Действующее законодательство дает возможность пользователям активно участвовать в формировании безопасной среды интернета, осуществляя «народный контроль» за нечистоплотными ресурсами. Более того, активное освещение проблем интернет-безопасности и упрощение процедур борьбы с нарушениями в Сети стимулирует рост числа граждан, которые готовы защищать свои права или проявлять активную позицию при обнаружении потенциально опасных ресурсов.

Чаще всего, столкнувшись с незаконной информацией или пострадав от сайта-мошенника, пользователь обращается к хостинг-провайдеру, и его логика понятна: если компания предоставила услугу хостинга сайта, она может ее и аннулировать. Хостер обязательно рассматривает и проводит проверку по всем подобным обращениям, но полномочия по самостоятельной блокировке ресурса на основании жалобы гражданина имеет в ограниченном числе случаев, которые были рассмотрены выше. В остальных ситуациях мы рекомендуем пострадавшему или бдительному пользователю обращаться в компетентные органы.

Если противоправная информация на сайте подпадает под действие закона «о черных списках», это можно сделать через сервис приема обращений единого реестра сайтов, содержащих запрещенную информацию, который курирует Роскомназдор. Пострадавшим от интернет-мошенников следует писать заявление в правоохранительные органы, а от нарушения третьими лицами их авторских прав – готовить иск в суд.

По всем подобным нарушениям и регистратор, и хостинг-провайдер будут принимать меры в отношении сайта в соответствии с решением соответствующих инстанций.

Без вины виноватый

Несмотря на открытость процессов регулирования интернета, могут возникать ситуации, когда владельцы интернет-ресурсов нарушили закон неумышленно. Их причины могут быть разными, начиная с размещения незаконного контента третьим лицом (например, пользователем на форуме) и заканчивая использованием благих по замыслу норм в нечестной борьбе конкурентами.

Во всех подобных случаях добросовестному владельцу ресурса следует прежде всего разобраться в причине претензий или блокировки. При применении любых мер к ресурсу регистратор или хостинг-провайдер обязаны уведомлять о них владельца, а во многих случаях при удалении незаконной информации с сайта работа ресурса может быть восстановлена.

Поэтому, если вы действительно не имели цель нарушить закон, важно «не скрываться» и быть готовым устранить причину блокировки или доказать отсутствие вины, в том числе – представив необходимые документы, подтверждающие права на контент, регистратору или хостинг-провайдеру.

И, конечно, если владелец убежден в законности размещенной на его сайте информации, у него есть конституционное право отстоять свою позицию в суде.