Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

Череда допинговых скандалов с ведущими российскими спортсменами поставила под угрозу перспективы нашего участия в летней Олимпиаде в Бразилии. Чтобы избежать катастрофических последствий на международной арене, в ближайшее время отечественными чиновниками должны быть приняты радикальные меры против дальнейшего распространения допинга.

Очевидно, в первую очередь, речь идет об уголовном преследовании. Вопрос состоит только в том, кто именно ему подвергнется. Не исключено, что только сами спортсмены.

За последние дни из-за употребления мельдония под угрозу отстранения от соревнований попали теннисистка Мария Шарапова, фигуристка Екатерина Боброва, шорт-трекист Семен Елистратов, конькобежец Павел Кулижников, волейболист Александр Маркин… Министр спорта РФ Виталий Мутко заявил, что может быть еще несколько случаев дисквалификаций россиян за недавно запрещенный препарат.

Этот скандал наложился на недавнюю историю, когда российские легкоатлеты были отстранены от международных стартов из-за многочисленных допинг-скандалов, которые привели к расследованию комиссии WADA.

Форс-мажор

Ситуация настолько серьезная, что был анонсирован даже созыв экстренного совещания комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, посвященного допинговым проблемам.

На совещании, которое должно пройти 10 марта, по словам главы комитета Дмитрия Свищева, будут «проведены консультации». «Также посмотрим документы, которые откроют нам все факты, внимательно изучим их. Дадим поручение нашим экспертам, чтобы они в кратчайшие сроки вынесли свой вердикт, подготовили документы для ознакомления членов комитета. Дальше будем готовить законопроект», - заявил СМИ Свищев.

Пока нет точной определенности, о каком конкретно законопроекте идет речь. Однако в феврале в СМИ появлялась информация, что Свищев инициирует поправки, предусматривающие уголовную ответственность за употребление допинга. Глава комитета высказывал мнение, что самую серьезную ответственность должны нести не только спортсмены, их тренеры и врачи, но и руководители спортивных федераций.

Аналогичное мнение теперь высказывает и вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев, который также предлагает наказать глав федераций.

Тема введения уголовной ответственности за допинг возникла на высочайшем уровне еще четыре месяца назад. 11 ноября 2015 года министр спорта России Виталий Мутко предложил подумать о введении уголовной ответственности за нарушение антидопинговых правил.

«Под мерами, которые мы можем принять, - мы можем изменить качество тестирования, уйти от количественных показателей, мы можем уйти от прямых, обычных допинг-проб, уйти на биологический паспорт, который практически исключает любую манипуляцию. Мы хотим более серьезно еще раз посмотреть ужесточение мер ответственности — административной и, может быть, даже подумать об уголовной», - заявлял тогда Мутко.

«Нужно напугать тренера и врача»

В середине декабря стало известно, что рабочая группа по законотворческой деятельности экспертного совета при комитете Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи планирует к февралю 2016 года подготовить законопроект о введении уголовной ответственности за допинговые нарушения в спорте. Ответственным за подготовку данного документа был назначен президент Национального объединения спортивных юристов России Сергей Алексеев. Причем это был уже второй подобный законопроект только за последние два месяца прошлого года.

«Введение уголовной ответственности за допинг направлено на то, чтобы предупредить нарушение. Нужно напугать того же тренера и врача, который не только не давал бы запрещенные препараты, но и следил за своим спортсменом», - говорил тогда Алексеев

В итоге, заседание экспертного совета прошло 19 февраля. Однако полноценный законопроект тогда представлен не был. Алексеев на заседании озвучил ряд поправок, а также сроки наказания за употребление спортсменами запрещенных препаратов. В частности, за умышленное употребление допинга атлетов предлагалось лишать свободы на срок от 2 до 4 лет.

Ранее юрист предлагал сделать ответственность за склонение спортсменов к употреблению допинга столь же суровой, как наказание за склонение к употреблению наркотиков. Также, по мнению Алексеева, должна быть введена и административная ответственность для юридических лиц: клубов, федераций и их руководителей. "Если в этих организациях допинговые правонарушения происходят систематически, надо карать их и рублем", - подчеркнул юрист.

Он предположил, что «в этой весенней сессии будут приняты (поправки), поскольку это сейчас довольно серьезная политическая воля в связи с докладом WADA - Всемирного антидопингового агентства».

Тем не менее, 9 марта правительство не поддержало законопроект об уголовной ответственности за склонение спортсменов к употреблению допинга. Правда, внесено оно было другим человеком – депутатом Госдумы от «Единой России» Ильдаром Гильмутдиновом. Причем он выступил с такой инициативой еще в ноябре.

Отказ Кабмина не заставил депутата сдаться. «Мы будем изучать с экспертами, насколько это аргументированные возражения и возможно ли их учесть и еще раз внести законопроект… Нужно волевое решение: мы будем за склонение к допингу вводить уголовное преследование или не будем. Если будем, тогда мы все возражения вместе сумеем снять. Законопроект призван выполнить, прежде всего, профилактическую функцию и не нацелен на то, чтобы всех посадить», - приводит слова Гильмутдинова ТАСС.

Международные тенденции

Надо заметить, что вышеперечисленные проекты полностью соответствуют международным веяниям. Рекомендацию ввести уголовную ответственность за употребление, сбыт и распространение запрещенных стимуляторов еще более десяти лет назад, в 2004 году, выдала ЮНЕСКО. Совету организации уже последовали Франция, Австралия, Финляндия, Греция, США, Китай...

В этих странах распространение допинговых препаратов фактически приравнено к наркотикам, и за их реализацию можно угодить за решетку на большой срок. Например, в Италии за употребление запрещенных препаратов можно получить до трех лет тюрьмы. А в Австрии в 2011 году главный тренер сборной по биатлону Вальтер Майер был приговорен к 15 месяцам тюремного заключения за распространение запрещенных веществ, в частности ЭПО.

Недавно уголовная ответственности за использование и передачу допинга была введена и в Германии. А сейчас этот вопрос рассматривается в Великобритании. Автор идеи, экс-министр спорта, председатель правления Олимпийского комитета Великобритании, лорд Колин Мойнихан предлагает наказывать спортсменов, попавшихся на применении допинга, заключением сроком до двух лет.

Причем, в случае принятия закона, наказание будет грозить не только британским спортсменам, но и атлетам из других стран, а также обслуживающему персоналу или посредникам, которые будут уличены в использовании запрещенных веществ на территории Великобритании. Эта деталь особенно важна в преддверии проведения в Лондоне в 2017 году чемпионата мира по легкой атлетике.

Проблема в том, что в законопроектах нет четко прописанного механизма, который позволяет отделить допинг от лекарства. Тот же мельдоний, из-за которого несколько ведущих российских спортсменов скоро могут быть отстранены от соревнований, продается свободно по рецепту почти в любой аптеке. Пока не совсем понятно, как предотвратить казусы, чтобы за употребление лекарств не сажали простых любителей, а за их распространение – фармацевтов.

Ужесточение политики

Эксперты высоко оценивают вероятность принятия этого законопроекта, жертвами которого вполне могут стать и российские спортсмены. Мнение мирового сообщества в контексте последних событий явно меняется в сторону ужесточения наказания. Например, британский министр спорта Трейси Кроуч заявил, что идея Мойнихана заслуживает обсуждения, хотя за несколько месяцев до этого (когда еще не были опубликованы результаты расследования в отношении российских легкоатлетов) она говорила о том, что вполне достаточно наказаний, которые выносит WADA.

Исполнительный директор WADA Дэвид Хоумен также недавно решился на знаковый шаг. На прошедшем в Австралии конгрессе, посвященном правам в спорте, он пошел против официальной политики своей организации. По словам Хоумена, реальное тюремное заключение – самое эффективное наказание, позволяющее бороться с использованием допинга в спорте.

В ответ на это Всемирное антидопинговое агентство обнародовало следующее заявление. «В связи с распространяемой в СМИ идеей ввести уголовное наказание для спортсменов, использующих запрещенные вещества, мы однозначно заявляем, что WADA ни в коем случае не поддерживает криминализацию употребления допинга».

В то же время WADA все-таки уже пошла на уступки в этом направлении, уточнив, что выступает за то, чтобы лица, передающие спортсменам допинг, привлекались к уголовной ответственности.

«Борьба с допингом это прибыльный бизнес»

Аргументы против принятия уголовной ответственности за употребление допинга пару лет назад озвучил российский саночник, трехкратный серебряный призер Олимпийских игр Альберт Демченко.

«Уголовную ответственность за применение допинга вводить ни в коем случае нельзя, потому что сегодня эти препараты разрешены, а завтра их запретят. В общем, это будет очень неприятно и неправильно. Во-вторых, список запрещенных препаратов постоянно растет, и вся борьба с допингом от лукавого. Борьба с допингом – это бизнес, который придумали себе люди. Это довольно прибыльный бизнес», - заявил тогда он.

В контексте этих слов важно заметить, что сегодня жертвами допингового скандала стали спортсмены, употребляющие препарат, запрещенный только 1 января этого года.

Однако до бразильской Олимпиады осталось уже меньше полгода, и ставки сегодня слишком высоки. Так что, дабы снять пусть даже гипотетическую угрозу жестких мер в отношении всех российских спортсменов, нашим законодателям, видимо, придется пойти на радикальные меры.

Тем более что такое решение вполне можно будет вписать в русло правовой риторики ужесточения наказаний, которая явно прослеживается в последние годы. Ведь тренеры и медперсонал, дающие спортсмену допинг, чиновники, фактически санкционирующие эти решения, а также сами атлеты, соглашающиеся на обман, по сути, осуществляют преступный сговор с целью обмануть публику, судей и своих соперников. Фактически это не только оборот наркотиков, но и мошенничество в особо крупных размерах (учитывая размеры гонораров спортсменов).

Так что введение уголовной ответственности выглядит оправданным хотя бы для того, чтобы ответственные за его распространение и потребление люди не гробили здоровье и жизни людям, для которых служат примером для подражания.