Премьер-министр Дмитрий Медведев призвал не допускать антисемитизм «на любом уровне». Это заявление было вызвано чередой провокационных высказываний российских политиков и общественных деятелей, прозвучавших в этом году. РАПСИ провело журналистское расследование с целью разобраться, насколько актуальна проблема антисемитизма в современной России. 

«Христиане выжили, несмотря на то, что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника (депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга – РАПСИ) варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям».

«Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, – продолжают дело своих дедушек и прадедушек».

«В любой стране, в том числе и в нашей, антисемитские настроения и националистические высказывания должны пресекаться на корню на любом уровне. У нас очень сложная страна. Мы должны дорожить ее спокойствием». 

Эти высказывания прозвучали с разницей в несколько дней в январе этого года. Автор первого из них – депутат Госдумы РФ Виталий Милонов. Второго – вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой. Третьего – премьер-министр Дмитрий Медведев. 

С учетом того, что никакой национальной окраски митинги по поводу передачи Исаакиевского собора РПЦ не имели, очевидно, что упоминание евреев в высказываниях, посвященных этим акциям, имеет заведомо провокативный характер. Возникает вопрос о цели искусственного возвращения в повестку дня такой деструктивной темы. Зачем и кому в России опять понадобился антисемитизм? 

Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, попробуем разобраться с еще более важной задачей: понять, насколько антисемитизм в России действительно актуален, как широко он распространен. 

Уровень антисемитских настроений в России

Среди социологов распространено мнение, будто всплески антисемитизма напрямую связаны с экономическими кризисами в стране. В 1990-е и 2000-е число убежденных антисемитов в российском обществе держалось в рамках 5-9% населения. Однако социологи зафиксировали два пика популярности антисемитских идей. 

В конце 1993-го, после расстрела Белого Дома, число людей, которые поверили, будто «евреи расстреляли русских» подскочило до 17%. А в начале 1999 года число тех, кто обвинял евреев в дефолте, достигло 32%. Через год после этих двух всплесков количество «жестких антисемитов» вновь стабилизировались на отметке 5-9%.

Казалось бы, следуя этой логике, нынешний затяжной кризис должен был привести к еще более заметному росту враждебных в отношении евреев настроений. 

Однако в реальности все ровно наоборот. 

Год назад «Левада-центр» по заказу Российского еврейского конгресса провел первое за 20 лет масштабное социологическое исследование о современном состоянии антисемитизма в России. Оно показало, что при общем росте ксенофобии в стране отношение к евреям меняется в лучшую сторону. К примеру, в 1990 году «честными и порядочными людьми» евреев считали 37% жителей, а в 2016 так думают 54% опрошенных. 

По данным американской Антидиффамационной лиги, Россия находится на последнем месте по уровню антисемитизма среди стран Восточной Европы. А в августе прошлого года в Москве и вовсе прошел Международный съезд раввинов, на который съехались около 500 иудейских лидеров из более чем 30 стран Европы.

«Сам факт того, что столь масштабный съезд раввинов проводится в нашей стране, говорит о тех позитивных переменах, которые произошли в России за последние десятилетия. Благодаря жесткой политике руководства страны в отношении любых проявлений антисемитизма, это явление становится маргинальным», - заявил главный раввин РФ Берл Лазар.

Доля населения, которая придерживается наиболее жестких антисемитских взглядов, сократилась по сравнению с 1990 годом с 10-13% до 8-10%, снизилась и интенсивность выражения антисемитских взглядов. Однако число тех, кто поддерживает ксенофобские клише, по-прежнему достаточно много (18-35%), а количество людей, уверенных, что русские должны иметь преимущества перед другими или что президент должен быть русским выросло до 65%. 

«Еврейский вопрос» утратил свою остроту и актуальность, говорится в докладе «Левада-центр». В российском обществе доминирует спокойно-уважительное или нейтрально-равнодушное отношение к евреям. Особенно отрадно то, что, в отличие от европейских стран, в России практически отсутствует «новый антисемитизм», специализирующийся на негативном освещении политики еврейского государства. 

Наоборот, по словам заведующего отделом социокультурных исследований «Левада-центра» Алексея Левинсона, «сейчас в России, по крайней мере инерционно, еще существует весьма позитивное отношение к Израилю. Для россиян он встал в ряд обычных стран. По их мнению, это хорошее место для отдыха, там хорошая медицина».

Большинство убеждено, что Россия не должна занимать никакой позиции в арабо-израильском конфликте. Так что по сравнению даже с позднесоветскими временами, когда было распространено мнение, что мы должны помогать арабскому народу в его борьбе с сионизмом, уровень антисемитизма в России заметно снизился. 

Эксперты отмечают, что попытки набрать политические очки на теме антисемитизма время от времени наблюдаются на российских выборах разного уровня, но неизменно проваливаются в виду отсутствия интереса со стороны населения. 

Фактически можно сказать, что простому россиянину евреи сегодня не интересны. 

Такого успеха удалось добиться последовательной государственной политике: благодаря законодательству, пресечению антисемитизма на судебном уровне, преследованию антисемитской пропаганды в т.ч. и в СМИ. В частности, недавно правительство утвердило специальную программу по реализации национальной политики. И ее главный смысл – поддержание согласия в российском обществе.

Новые формы антисемитизма

Тем не менее, проблема антисемитизма в России далека от окончательного решения. В частности, в последние годы соответствующие настроения неожиданно стали распространяться среди новых социальных групп. «Сейчас появился новый носитель антисемитизма – это молодые успешные горожане, причем в Москве это выражено гораздо сильнее, чем где бы то ни было», - отмечает директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков.

Пожалуй, можно признать, что сегодня в России антисемитизм окончательно уходит в Интернет, где обретает вторую жизнь. Наглядной иллюстрацией этому тезису служит федеральный список экстремистских материалов: из 688 номеров более трети – 231 – имеют явные признаками антисемитизма. 

Причем, эксперты до сих пор не могут прийти к консенсусу, как наиболее эффективно бороться с этим вызовом. Опыт блокировки отдельных материалов, как и сайтов целиком, показывает свое бессилие – система «зеркал» и копирование материалов только множит их число. В данный момент, все большую популярность набирает стратегия ужесточения наказания в отношении авторов контента, а также распространителей. Тем самым, антисемитизм может быть приравнен едва ли ни к экстремизму, что рискует придать ему неоправданный вес и частично вывести из разряда инфантильно-маргинального развлечения. 

В то же время увлечение числа уголовных дел в адрес распространителей ксенофобско-антисемитского контента делает проблему обыденной. Например, в 2015 году, по данным Верховного суда, было осуждено более 500 человек по подобным обвинениям. В то время, как в Западных странах такие процессы единичны, что привлекает к ним повышенное внимание, делает резонансными. Благодаря этому, приговоры по ним могут служить эффективным средством предупреждения об угрозе серьезной ответственности для потенциальных нарушителей закона. 

Эксперты сходятся на том, что судебные разбирательства по таким делам должны проводиться более тщательно, судить, в первую очередь, следует авторитетных и популярных авторов, и наказывать их более строго. В то же время суд над рядовыми пользователями, делающими простой перепост, превращает их в «мучеников», вызывая подозрения у обывателей к заказному характеру массовых дел по ограничению распространения антисемитизма.

Другой важной проблемой для эффективной борьбы с распространением антисемитизма в Рунете является отсутствие общего понимания, что именно считать антисемитизмом. «Разные международные и разные еврейские организации дают разные определения. Ясно, что это негативное отношение к евреям. Но есть масса спорных вещей. Например, критика в отношении Израиля. Многие чувствительно относятся к критике самого государства, а иногда она совершенно неотличима от погромного антисемитизма», - рассказал о проблеме в интервью «Московскому комсомольцу» руководитель аналитического центра «Сова» Александр Верховский.

В результате отсутствия четкой грани между критикой израильской политики и антисемитизмом, добропорядочный гражданин просто не понимает, что можно, что выходит за моральные рамки, а что попросту противозаконно.

Европейская угроза

Между тем, едва ли ни главным источником угрозы распространения антисемитских настроений и новых акций против евреев в последние годы стала Европа.

В прошлом году было зафиксировано рекордное количество антисемитских инцидентов в Германии. По данным немецкой полиции, с января по сентябрь 2016 года в стране произошло 461 антисемитское правонарушение. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2015 года, когда было зафиксировано 194 подобных происшествий.

Вероятнее всего, это связано с ростом числа мусульманских мигрантов в этой стране и улучшением качества мониторинга. 

С проблемой иного рода столкнулась Великобритания. В этой стране антиеврейские настроения перекочевали в политику: 50 депутатов парламента от Лейбористской партии были отстранены от работы за антисемитские высказывания. В самом Лондоне число антисемитских инцидентов выросло на 62%.

В странах Восточной Европы прослеживается угроза частичной государственной легализации антисемитизма. Речь в первую очередь идет о переписывании истории, принижении масштабов Холокоста. К примеру, министр образования Польши Анна Залевска летом 2016 года заявила, что поляки не участвовали в убийстве евреев, а все, кто говорит иначе – имеют ложные предубеждения.

Именно эта форма антисемитизма наиболее актуальна в контексте распространения его в Интернете. Например, по результатам опроса в немецкой социальной сети StudiVZ, охватившего 1200 пользователей в возрасте от 15 до 45 лет, половина опрошенных заявили, что евреи поднимают слишком много шума вокруг своего прошлого во времена Третьего рейха. Еще 20% заявили, что во времена национал-социализма евреев было за что преследовать. И около 30% высказали мнение, что евреи отличаются от других людей, поскольку им присущи такие отрицательные качества, как скупость, жадность и высокомерие.

По итогам опроса, проведенного среди евреев Англии, Франции, Германии, Италии и ряда других европейских стран, 75% респондентов заявили, что положение в Европе становится все более угрожающим для евреев. Почти половина евреев в Швеции боятся выходить на улицу в кипах. Во Франции таких 40%, а в целом по Европе – 22%. 

По мнению председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Шимона Левина, с проявлениями антисемитизма евреи наиболее часто сталкиваются во Франции. «За два года 15 тысяч евреев уехали из этой страны. Сейчас самая большая еврейская община во Франции, там живет около 500 тысяч евреев, но, по нашим прогнозам, в ближайшие 20 лет ее покинет примерно 200 тысяч человек», - считает Левин. 

Кому это выгодно

Получается, Россия выглядит едва ли ни главным островком спокойствия и толерантности для евреев в Европе. Когда в нашем обществе вспыхивают националистские порывы, их объектом чаще всего становятся кавказцы или, в последнее время, украинцы. 

Тем не менее, по странной причине, раз за разом можно заметить вбросы «пробных шаров» антисемитских провокаций, будто кто-то проверяет, готовы ли хоть какие-то части общества среагировать на них. За последнее время можно вспомнить музыкальную тему «Хава нагила» в сюжете про оппозиционеров-евреев. Анонс на «России-24» про нового премьер-министра Украины: «Что мы знаем о новом украинском премьере? Он еврей. Подробности в репортаже».

Это не запрос общества к элитам, а, наоборот, действие сверху вниз. Социологи отмечают, что «наиболее живая форма антисемитизма в России распространена в элитных слоях населения» (Левинсон).

Попробуем сопоставить три имеющихся на руках факта: молодые успешные горожане как новый социальный актор антисемитизма в России; возрождение антисемитизма в Интернет-медиа; СМИ и телевидение как основной источник резонансных антисемитских провокаций. Получившаяся картина позволяет выдвинуть до смешного простую версию причин особой «русской формулы» современного антисемитизма. 

Судя по всему, причина – в ожесточенной конкуренции, обострившейся в период общего экономического кризиса и особо тяжелом состоянии отечественной журналистики. На низовом уровне евреи почти не конкурируют с русскими за рабочие места, поэтому и не вызывают негативной реакции. В то время как, например, на телевидении, не секрет, доля сотрудников, имеющих еврейскую кровь, весьма высока. 

Эксперты предполагают, что речь может идти о борьбе за медийное пространство групп, сделавших ставку на разные тематические стратегии: космополитическую, которая ассоциируется с еврейским подходом, или националистическую. Поэтому высказывания бывшего телеведущего Толстого, так же, как и Милонова, пользующегося в своей публичной деятельности приемами телешоу, можно рассматривать как попытку нащупать рейтинговую тему. 

Однако не может не радовать, что благодаря государственной политике нетерпимости к антисемитизму, которую не раз подчеркивал президент, такие попытки сегодня не приносят никаких очков, ни даже повышенного внимания аудитории. 

В такой ситуации заявление в Следственный комитет лидера фракции «Справедливая Россия» в петербургском заксобрании Алексея Ковалева с требованием возбудить в отношении Милонова уголовное дело за разжигание ненависти можно расценить как незаслуженный комплимент (в том смысле, что он мог на кого-то повлиять) автору высказывания. В действительности же абсолютно бесперспективная попытка розжига обернулась лишь медийным провалом, демонстрацией полного отрыва от своей аудитории, непонимания потребностей своих избирателей. 

Родион Руднев