Криминализация действий в экономической сфере, которые не представляют особой общественной опасности и не влекут за собой серьезного ущерба, наносит вред государству, поскольку за решеткой оказываются высококлассные специалисты, а на расследование таких дел и судебные процессы по ним тратятся бюджетные средства.

К такому выводу пришли исследователи Центра стратегических разработок (ЦСР), которые презентовали в пятницу доклад «Избыточная криминализация экономической деятельности в России: как это происходит и что с этим делать», разработанный в партнерстве с Европейским университетом и Институтом проблем правоприменения в Санкт-Петербурге.

Ситуации, когда несерьёзный проступок приводит на скамью подсудимых, ведут к недоверию общества к правоохранительным органам, а силовиков расслабляют и провоцируют на формальное раскрытие дел. Положительно в таких ситуациях действуют лишь суды, которые по подобным делам назначают минимальное условное наказание, указывают докладчики.

Типичные формы избыточной криминализации

Чаще всего от избыточной криминализации страдают бизнесмены, незначительные проступки которых подпадают под серьезное уголовное преследование.

Исследователи привели в пример оплату неопытными руководителями штрафов за своих сотрудников из кассы предприятия. Однако такой шаг может быть квалифицирован правоохранителями как растрата денежных средств. Получается, что незначительный промах вырастает в серьезную статью, что не совсем справедливо. «Очевидно, что финансовый выигрыш от такого поступка ничтожен для подобных должностей и, если бы директор или бухгалтер понимали неправомерный характер своих действий, они никогда не стали бы рисковать», - говорится в докладе.

Эксперты обращают внимание на случай ветеринара, который в 2016 году осуждён за то, что получал наличные за операции и не вносил их в общую кассу. Ущерб от его «преступной деятельности» составил всего 5 тысяч 441 рубль, но врач получил судимость.

Нередко правоохранительные органы считают преступлениями ситуации, когда бизнесмен заключает договор с юридическим лицом, но не может выполнить свои обязательства. Здесь следует чётко разграничивать намеренное и заранее обдуманное желание не выполнять договор или срыв контракта из-за деловых сложностей.

Материнский капитал

Родители также не защищены от избыточной криминализации: ещё одна распространённая категория дел - мошенничество с материнским капиталом, хотя и тут дела зачастую «растут» из мелких ошибок и недочетов или незнания тонкостей процедуры.

Например, за материнским капиталом обращаются семьи, лишенные родительских прав, но действительно намеренные улучшить жилищные условия своих детей. Членов семьи считают мошенниками несмотря на покупку недвижимости для детей, только по тому, что формально они не имели права получить капитал.

«Мать, лишенная родительских прав, может тратить деньги именно на своего ребёнка или на другие цели, связанные с ним, тогда как при мошенничестве с договорами на покупку недвижимости цели целевого использования у фигурантов дел нет», - отмечается в докладе.

Среди родителей, получивших семейный капитал, распространена практика покупки дешевых домов непригодных для жизни по завышенной цене. Они сносят старый дом, а на сэкономленную по предварительной договоренности с продавцом разницу, возводят новое жилище. Здесь правоохранительные органы также усматривают мошенническую схему и отправляют получателей капитала на скамью подсудимых. В Центре считают такую ситуацию недопустимой, ведь родители тратят деньги на нужды своей семьи, а нарушают лишь порядок их получения и использования.

Докладчики отмечают, что лишь судьи снисходительно относятся к обвиняемым по делам о мошенничестве с материнским капиталом и в большинстве случаев назначают им минимальные условные сроки. Вместе с тем, нельзя не ставить вопрос об излишней криминализации этих проступков, считают в ЦСР.

Ущерб судебной и правоохранительной системе

Отмечается, что все перечисленные проступки квалифицируются как тяжкие преступления, что даёт возможность недобросовестным силовикам пользоваться ситуацией для улучшения показателей своей работы, ведь особенных усилий для «раскрытия» таких дел прикладывать не нужно.

Таким образом, необходимо избавиться от формализма в системе отчетности правоохранителей, чтобы не провоцировать их на ведение дел, которые по сути являются случайными промахами, полагают докладчики.

Они отмечают, что граждане должны понимать, что законно, а что нет, и хотя бы примерно представлять себе последствия своих поступков и понимать логику действий правоохранительных органов, отмечают в ЦСР. В противном случае рождается недоверие к системе. «Непредсказуемость применения уголовных статей обеспечивает отношение общества к правоохранителям как к источнику опасности, а не как к органам куда можно обратиться за помощью. Экономически активные группы населения перестают доверять государственным институтам», - поясняют в Центре.

По оценкам ЦСР, противодействием экономическим преступлениям в России занято около четырех тысяч следователей и ежегодно каждый из них направляет в суд около трёх дел по избыточно криминализированным составам преступлений.

«Такой подход принципиально вреден и разрушает одну из фундаментальных основ деятельности следствия. Согласно статье 17 УПК, следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь при этом законом и совестью. Если дело направлено в суд, то, по мнению правоохранителя, человек совершил преступление — либо же работник СК поступает необоснованно, что очень опасно для правоохранительной системы», - говорится в докладе.

Центр стратегических разработок был создан в 1999 году по инициативе будущего президента РФ Владимира Путина как площадка для разработки программы развития страны на ближайшее десятилетие, объединяющая под своим началом экспертов в различных областях, в том числе с опытом государственного управления.