Левые эсеры обвинили большевиков в разложении армии и военном поражении, на что получили в ответ резкую критику Ленина, заявившего, что эсеры являются лицемерами и ведут двойную игру: «и нам они подмигивают, и к кадетам жмутся». Что касается военных неудач, то председатель Совета народных комиссаров всю ответственность за это переложил на царизм и буржуазию, пообещав, что большевики предпримут победное наступление, когда тому придёт время. 

Пока делегаты съезда советов ссорятся, в стране готовится к выходу декрет, отменяющий постановление о национализации банков. Источники утверждают, что денационализация будет проходить по требованию немцев, как одно из условий мирного договора.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 15 марта 1918 года. 


Отставка комиссаров. Из безусловно достоверного источника сообщают, что по окончании съезда Советов предстоит отставка некоторых комиссаров большевиков. В первую очередь выйдет из состава правительства комиссар Дыбенко; выразил желание оставить пост также комиссар по делам национальностей Сталин.

(Новая Петроградская газета) 

Денационализация банков

Из вполне достоверного источника сообщают, что в ближайшие дни будет издан декрет о денационализации банков. Декрет этот вызван тем, что немцы требуют возобновления деятельности трех банков: «Юнкера», Волжско-Камского и Международного.

Беседа с директором Центрального банка о-ва взаимного кредита А.А.Островским. Сегодня из Москвы получено известие о том, что на днях ожидается декрет о денационализации этих банков.

- Чем вызван этот декрет и какие внесет изменения?

Вот те основные вопросы, за разрешением которых мы обратились к директору Центрального банка о-ва взаимного кредита А.А.Островскому, по своей прежней ответственной деятельности в кредитной канцелярии министерства финансов, близко знакомому с деятельностью банков.

- Говорить о причинах, вызывающих издание этого декрета и о его последствиях, когда еще нет самого текста декрета, понятно, в высшей степени затруднительно.

Весьма возможно, что издание этого декрета вызывается требованиями момента, в связи с толкованием условий мирного договора. Отчасти, может быть, причина лежит и в том, что Государственный банк принял на себя слишком тяжелую задачу.

Ведь он принял на себя огромный пассив и никакого актива. Согласитесь, что положение в высшей степени ненормальное.

- А не сказывается ли тут влияние того обстоятельства, что в большинстве банков заинтересованы немецкие капиталы?

- Вряд ли это так. До войны, действительно, немецкий капитал был сильно заинтересован в некоторых промышленных банках, но во время войны, в связи с выпуском новых акций, влияние немецкого каптала исчезло.

Но, вообще понятно, что как немцы, так и наши союзники заинтересованы в устойчивости нашего денежного обращения, чего понятно не может быть при нынешнем положении, которое, кстати сказать, не везде одинаково.

Приходится считаться с тем обстоятельством, что декреты в некоторые места доходят в несколько ослабленном виде, а во многих местах России применяются различно.

К тому же, необходимо принять во внимание, что на Украине и в Сибири, где деятельность частных банков, пожалуй, наиболее сильно соприкасалась с промышленностью, в силу политических условий, декрет о национализации банков не проводился в жизнь.

О последствиях нового предстоящего декрета о денационализации банков и о том, что этот декрет вернет все к старому, - говорить теперь не приходится.

Как бы то ни было, но влияние уже произведенной работы по национализации банков скажется на долгое время.

(Новая Петроградская газета)

Четвертый съезд Советов. Речь Ленина

Его речь полна нападков на левых с.-р., ничему не научившихся у большевиков.

- Левые с.-р., - говорит Ленин, - научились у нас обрывкам слов, но обращаться с ними не могут.

- Чернов, Церетелли, - продолжает Ленин, - были оборонцами империалистической войны, мы же обороняем интересы социалистической республики.

Вот почему слово оборонец звучало раньше позором, а не теперь. Камков дважды повторил в своей речи, что мы приказчики германских империалистов. Соглашатели ему аплодировали, чему-то обрадовавшись. Сколько лицемерия в этом утверждении. И еще утверждает Камков, что мы также разложили армию, будучи пораженцами. Но и тут он попал пальцем в небо. Мы были пораженцами при царе, но во время революции «Правда» печатала воззвание Крыленко, в котором было сказано: держите фронт. И если армия распалась, то вините во всем буржуазию и их приспешников – Церетелли, Черновых.

Сейчас нельзя рассчитывать на армию. Пусть время пройдет и деклассированный солдат, переотдохнувший, пойдет снова войной, но на новых началах. Рассчитывать на нашу самобытность нелепо, как и преступно. 

Вообще, по поводу брошенных здесь многих обвинений я должен привести народную поговорку:

- Один дурак может больше спрашивать, чем десять умных большевиков. (Бурные аплодисменты).

- Левые с.-р., - продолжает Ленин, - играют ныне двойную игру. И нам они подмигивают и к кадетам жмутся, - зачтите нам, мы ведь с вами…

Девять десятых России с нами. И к ним мы обращаемся с предостережением:

- Не поддавайтесь провокации. Когда нужно, мы будем отступать, но, когда наступит время, мы предпримем общее наступление, которое обеспечит нам победу.

(Утро России)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены