Вопрос о принадлежности Крыма приобретает международную остроту: помимо России и Украины, на полуостров заявила претензии и Германия, которая продвинула свои войска и заняла Севастополь. Правда, в дипломатической ноте представитель императорского правительства заверяет советские власти, что это были вынужденные меры и Германия готова дать Таврической республике право на самоопределение. Однако комиссар по иностранным делам посчитал немецкую политику по отношению к Крыму, Севастополю и Черноморскому флоту захватнической и выразил ей решительный протест. Тем временем, российская делегация ожидает в Курске коллег из Украины для решения вопроса о вхождении Крыма с советскую республику и подписания мирного договора.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 8 мая 1918 года*.


Нота Германии о Крыме

3 мая германский дипломатический представитель гр. Мирбах обратился к временному заместителю народного комиссара по иностранным делам Чичерину с нотой, излагающей германские планы о занятии Крыма. Приводим текст этой ноты:

Радиотелеграммой от 21 апреля русское советское правительство выразило надежду императорскому германскому правительству на то, что императорское правительство не будет оказывать никакого давления в смысле отделения Таврической республики от федеративной советской республики. Я, по поручению, имею честь ответить русскому правительству, что германское правительство не намерено навязывать Крыму определенную форму правления. Во всяком случае, императорское правительство считает себя вынужденным, в виду нападения черноморского флота из Севастополя на Херсон и Николаев, продвинуть туда войска и занять Севастополь. Этот акт имеет лишь чисто военное значение. Что же касается до политической государственной организации, то императорское германское правительство даст полную силу правительству Крыма на самоопределение, провозглашенному русским правительством, и предполагает, что вопрос относительно Крыма, который до сих пор принадлежал к Таврической губернии, будет предметом русско-украинского мирного договора. Вопрос же о крымском флаге последовал исключительно в силу морских технических соображений и ни в каком случае, не предрешает будущего государственного устройства Крыма. Подписано: Граф Мирбах.

В ответ на эту ноту заместитель комиссара по иностранным делам выразил решительный протест против нарушающей мирный договор захватной политики Германии по отношению к Крыму и Черноморскому флоту. Ответная нота комиссара по иностранным делам составлена в следующих выражениях:

«Господину германскому дипломатическому представителю императорскому посланнику графу Мирбаху. Нотою от 3 мая германский дипломатический представитель императорский посланник граф Мирбах сообщил народному комиссариату по иностранным делам, что вступление германских войск в Крым и занятие Севастополя является чисто военными мерами. Народный комиссариат по иностранным делам считает своим долгом указать в ответ, что до сих пор от германского правительства заявлений о ряде враждебных действий со стороны Черноморского флота, находящегося в Севастополе, не поступало. Захват германскими военными силами русского Черноморского флота путем военного наступления через Крым на Севастополь находится в самом резком противоречии с брест-литовским договором, предусматривающим пребывание русских военных судов в русских гаванях или неразоружение, но не овладение ими со стороны германских сил, народный комиссариат видит себя вынужденным выступить с решительным протестом против этого противоречащего договору захвата. Занятие же Крыма противоречит заявлению самого германского правительства, сделанному в радиотелеграмме от 26 марта, о том, что в состав Украины должна входить Таврическая губерния, но без Крыма. Народный комиссариат затрудняется понять, чем вызвано нарушение германским правительством определенно выставленного положения. Право на самоопределение было обеспечено за Таврической республикой самым несомненным образом ее вхождения в российскую федеративную советскую республику и народный комиссариат не может видеть, почему применение этого права может быть облегчено в случае занятия Крыма германо-украинскими войсками, присутствие которых может лишь сделать это право иллюзорным. Народный комиссариат усматривает из ноты германского дипломатического представителя, что германское правительство, неоднократно напоминавшее русскому советскому правительству об его обязательстве заключить договор с Украиной, считает теперь заключение такого договора непосредственно предстоящим. Русское советское правительство, делегация которого по приглашению украинского правительства ожидает в Курске прибытия делегатов Украины, разделяет этот взгляд и будет благодарно германскому правительству за сообщение о том, считает ли оно остающимся в силе вести переговоры в Курске, выраженное в ноте центральной Рады от 14 апреля и поддержанное германским правительством.

Подписано: временный заместитель народного комиссара по иностранным делам Чичерин.

(Вечерние ведомости)  

Архангельск под угрозой расстрела

7 мая. В архангельский порт прибыли два английских ледокола, за которыми прибыло несколько судов, груженых пшеницей, мукой, маслом, какао и прочими продуктами, недостаток которых ощущается в Петроградском районе. Прибывшие транспорты направили на город орудия, и под угрозой расстрела, требуют возвращения союзникам громадных залежей боевых припасов, оружия, накопившихся в Архангельске. Между прочим, имеется свыше 150 тяжелых орудий, предназначенных для Румынии, свыше 40.000 пулеметов и много миллионов снарядов. Количество боевого материала так велико, что прилегающие к порту районы запружены на несколько верст и не дают возможности производить вывоз рельс и других предметов, присланных для России. Союзники требуют возвращения им этих запасов или надлежащих гарантий, что они не попадут в руки немцам и обещают в случае мирного улаживания недоразумения предоставить в распоряжение России привезенные ими громадные запасы продовольствия.

Несмотря на наведенные на город орудия союзных судов переговоры между «пятеркой» и союзниками происходят нормально. Отношения между сторонами самые благожелательные.

(Вечерние ведомости)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранена