Власти запрещают бить в набат и посылать гонцов — опубликован декрет о предании всех возбудителей тревожных настроений в обществе революционному трибуналу. Примечательно, что правовой акт приравнивает соучастников и пособников к главным виновникам таких действий, а покушение на преступление — к оконченному.

Комиссар Лев Троцкий, тем временем, издаёт приказ о раздаче «чёрных меток» всем изгнанным из рядов Красной Армии: такие граждане будут получать в официальных удостоверениях личности соответствующую пометку, чтобы «все трусы и негодяи чувствовали себя клейменными на всем пространстве Советской республики».

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 7 августа 1918 года*.


Декрет о набатном звоне

1. Виновные в созыве населения набатным звоном, тревожными гудками, рассылкой гонцов и т.п. способами, с контр-революционными целями, предаются Революционному Трибуналу.

2. Соучастники, пособники, подстрекатели (как-то призывающие устно, письменно или печатно к пользованию означенными в п. 1 способом возбуждения тревоги и т.п.) и вообще прикосновенные лица отвечают перед Революционным Трибуналом наравне с главными виновниками.

3. Покушение на совершение означенного деяния наказуется как оконченное деяние.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)

(Известия Нижегородского отдела гражданского управления

Приказ народного комиссариата по военным делам №624

Из рядов рабочей и Крестьянской Красной армии изгоняются военными комиссариатами и полевыми штабами негодные элементы: трусы, шкурники, громилы и хулиганы. Имена изгоняемых публикуются в Советской печати. Приказываю впредь на всех документах изгоняемого, могущих служить ему удостоверением личности, ставить штемпель (за отсутствием такового – запись от руки): «Имярек за порочное поведение изгнан из рабочей и Крестьянской Красной армии».

Пусть все трусы и негодяи чувствуют себя клейменными на всем пространстве Советской Республики.

Народный Комиссариат по военным делам Л. Троцкий.

(Известия Ц. И. К.)

Декрет о недопустимости совместной службы родственников в советских учреждениях

1) С момента опубликования настоящего декрета не могут состоять на службе в одном и том же Отделе какого-либо советского учреждения, как центрального, так и местного – лица, находящиеся в родстве или свойстве с кем-либо из ответственных руководителей данного учреждения.

Примечание. 1. На лиц, занимающих должности в советских учреждениях по выборам, действие пункта первого, статьи первой настоящего декрета не распространяется.

2. Лица, приглашаемые на службу, как специалисты в той или другой области, если они окажутся родственниками кого-либо из служащих данного советского учреждения могут быть приняты или оставлены на службе лишь по особому постановлению Коллегии данного учреждения.

2) В течение двух недель с момента опубликования настоящего декрета, лица или Коллегия, стоящая во главе советских учреждений, должны уволить из вверенных им учреждений служащих, указанных в статье первой настоящего декрета и не удовлетворяющих условиям, указанным в примечании 1 и 2 к этой же статье.

3) При увольнении служащих на основании настоящего декрета вопрос о том, кто именно должен оставить службу, решается Коллегией учреждения.

4) При приеме на службу новых лиц, рекомендации родственников ни в коем случае не могут быть принимаемы во внимание.

5) Лица, виновные в нарушении настоящего декрета подлежат немедленному устранению от должностей. В особо важных случаях виновные предаются суду Революционного Трибунала.

Председатель совета Народных Комиссаров: Вл. Ульянов (Ленин)

(Известия Нижегородского отдела гражданского управления)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены