Германские власти вновь заявили претензии на картины, хранящиеся в коллекции Эрмитажа, которые Александр I купил у наследников бывшей жены Наполеона Жозефины. Немцы полагают, что раз французский император незаконно вывез полотна из касселевской галереи, то их нынешний владелец — советская Россия обязана вернуть картины на родину, несмотря на то, что с момента «кражи» прошло более столетия. Россия опять объясняет всю юридическую несостоятельность посягательств на эти произведения искусства.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 10 августа 1918 года*. 


Покушение немцев на художественные ценности Эрмитажа

Безграничные немецкие требования к Российской Советской республике простираются не только на ее территориально-материальное достояние, но уже делаются посягательства на ее духовные богатства.

Так, в одном из последних заседаний германского рейхстага, депутат кн. Шейнах-Коронат сделал доклад о необходимости требования от России целого ряда картин, находящихся в петроградском Эрмитаже, — ранее принадлежавших немецкой галерее г. Касселя и в начале 19-го столетия через Париж попавших в Россию.

Любопытно, что притязания немцев на эрмитажные картины делаются не впервые.

О них немцами был возбужден вопрос еще во время брестских переговоров. Тогда народному комиссару по иностранным делам представителем Германии была вручена «записка», в которой, между прочим, высказывалось убеждение, что нынешнее русское правительство вернет Германии «нечестным путем приобретенное добро».

Настойчивое требование немцев на это «нечестиво приобретенное добро» — ряд первоклассных художественных произведений, представляющих исключительную эстетическую и материальную ценность.

Всех таких картин, на которые так жадно зарятся немцы – 21, и принадлежат кисти величайших мастеров живописи, как: Рембрандт, Сарто, Дольчи, Ван-дер-Гейден, Тенирс, Клод Лорен и друг.

Немцы в своей «записке» приводят историческую справку о судьбе этих картин, дающей им якобы законное право требовать их возврата.

— Взятые в 1806 г. из Касселя Наполеоном и перевезенные в Париж, они были подарены Жозефине Богарнэ и украсили принадлежащей ей Мальмезонский дворец. После смерти Жозефины в 1814 г. 38 картин Мальмезонской галереи, в том числе и те, о которых идет речь, были проданы ее наследниками Александру I за 940.000 франков и помещены последним в Эрмитаж.

Из этой исторической справки читателю представляется судить насколько юридически и морально правы немцы в своих требованиях. И советское правительство, на этот раз, оказалось отнюдь не склонным идти навстречу немецким аппетитам.

Хранитель картинной галереи Эрмитажа Д.А. Шмидт в своей ответной «записке» путем исторических и юридических обоснований доказывает всю их несостоятельность.

— Помимо того, — говорит Д.А. Шмидт, что купля-продажа мальмазонских картин имеет частно-правовой характер, всякие претензии, вытекающие из возможных неправильностей в этом акте давно погашены давностью.

Во всяком случае, если стать на точку зрения немцев, и не признавать законности перехода в другие руки художественных произведений, совершившиеся в революционное и наполеоновское, а также последующее время, и отрицать принцип давности, то многие европейские музеи, в том числе и германские, должны будут отказаться от ряда находящихся в них ценностей и возвратить их прежним владельцам.

Только при исполнении этих условий, относящихся равномерно ко всем станам, нациям, музеям и собраниям мира, возможно было бы признать предъявленные претензии немцев, обсудимыми — иначе они являются направленными односторонне против культурных интересов России, и представляют странную противоположность германскому призыву к наискорейшему излечению ран, нанесенных этой войной мировой цивилизации.

(Новая Петроградская газета)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены