Первая демократическая реформа избирательной системы в Советском Союзе была проведена в интересах «международного революционного движения». Она обогатила мировой опыт, в частности, новым подходом к повышению явки: пренебрежение правом на волеизъявление могло стоить гражданину лишения не только льгот, но и жилья. Об этом и других новациях сталинской системы выборов рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


К тридцатым годам в СССР окончательно утвердилась власть Советов. Они стали политической основой нового государства. Но так как на первом этапе госстроительства при демократических выборах состав этого органа часто не устраивал правящую партию, то Советам большевики перестали доверять. 

В советском государстве сложилась оригинальная система власти. Формально власть принадлежала Советам, но на самом деле реальное руководство страной осуществляла хорошо структурированная, жесткая система организаций и руководящих органов Коммунистической партии. Они дублировали, руководили и контролировали советские органы. Здесь царила иерархичность и строгая военная дисциплина. 

Позднее о роли партийной вертикали в управлении государством, о взаимоотношениях партии и Советов очень точно сказал Сталин: «Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность».

Исполнительные органы Советов тоже были поставлены под прямой контроль правящей партии. Достаточно привести такие данные: среди председателей райисполкомов коммунистами были 99,9%. А они, согласно уставу партии, должны были неукоснительно и безоговорочно выполнять все решения партии.

Судя по архивным документам, на практике все важные решения принимались вначале партийными органами, но последним пунктом таких резолюций обычно была фраза «провести в советском порядке» - т.е. узаконить это партийное постановление через официальную власть, через Советы. И только после голосования за это постановление в Совете оно приобретало юридическую силу, силу закона для всех граждан.

Население же СССР было отстранено от выборов настоящих реальных органов власти – коммунистических партийных структур. Избирателям дозволялось участвовать в выборах только депутатов Советов, находившихся в подчиненном положении и не имевших фактически полномочий управления государственными делами. 

Но и здесь права избирателей постоянно нарушались. Так, во время массовой сплошной коллективизации и «раскулачивания» хозяйственных крестьян в 1931 году по стране прокатилась мощная кампания под лозунгом «выявления и отзыва из Советов «чуждых элементов». 

Только в первой половине 1931 года из сельских Советов РСФСР было отозвано около 23 тысяч депутатов. Это были «кулаки» и «подкулачники». Тем самым права избирателей оказались грубо попраны: избранные ими представители были изгнаны из Советов без всяких законных оснований по решениям местных партийных органов.

В середине тридцатых годов руководство ВКП(б) решило, что в стране уже полностью победил социализм. Соответственно, надо было обозначить этот рубеж принятием новой Конституции: «конституции победившего социализма». Одним из самых главных мотивов создания нового основного закона государства была необходимость изменения избирательного законодательства. 

Дело в том, что в западных странах уже давно практиковались демократические выборы в представительные и законодательные органы власти. На этом фоне избирательные нормы в СССР смотрелись не очень выигрышно, что использовали противники коммунистического движения. 

Во всех иностранных СМИ подробно описывались недостатки и пороки советской избирательной системы. Широко писали о миллионах людей в СССР, лишенных права проголосовать, о дискриминации крестьян, о многоступенчатости выборов, о жестком контроле репрессивных органов за ходом открытого голосования. 

Подобная информация и контрагитация наносили серьезный урон мировому коммунистическому движению. Членам зарубежных компартий ставили в укор то, что в стране «победившего социализма» нет демократических выборов. Отсюда делался логичный вывод, что социализм и демократия не могут вместе сосуществовать в одной стране. 

Сталину было небезразлично отношение международной общественности к его стране и созданной им системе власти: ведь по-прежнему существовал Коммунистический интернационал – международная организация коммунистических партий, которая руководилась фактически Сталиным. Да и лозунг мировой социалистической революции все еще не был снят с повестки дня большевиков. 

Поэтому о международном авторитете социалистического государства руководству ВКП(б) надо было заботиться: ведь СССР подавался в коммунистической пропаганде как самое передовое, самое свободное, самое демократическое государство. Это был «символ прогресса», образец и «маяк» для всех капиталистических стран. И вот для того, чтобы выглядеть в глазах всей планеты демократическим государством, советское руководство и задумало принципиальное преобразование избирательной системы.

В 1935 году Сталин весьма определенно сформулировал стоящие перед партией и государством задачи: «Систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Её надо менять ещё в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения…» 

Вот для чего реформировалось избирательное законодательство в СССР – в интересах «международного революционного движения». И в 1936 году была принята «Сталинская конституция», по которой в стране вводились всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. 

Теперь, после «красного террора», после Гражданской войны, после ликвидации и запрета всех других политических партий, после уничтожения зажиточного слоя крестьян, большевикам можно было уже не опасаться проигрыша на выборах. Население было настолько запугано, что не смело выступать против кандидатур, выдвигаемых коммунистическими организациями. Не смели избиратели возражать и против практики выдвижения в каждом округе по одной кандидатуре, что превращало выборы в фарс. 

Избирательные комиссии, в свою очередь, также формировались партийными структурами из членов партии и надежных беспартийных. Никаких наблюдателей от общественности не было, так как структуры гражданского общества просто отсутствовали, поэтому проконтролировать работу избиркомов было некому. И мы не знаем точно, действительно ли так дружно голосовали избиратели за выдвиженцев «блока коммунистов и беспартийных», как показывали в отчетности эти избиркомы. 

Руководители местных партийных организаций и председатели избирательных комиссий соревновались между собой, стремясь продемонстрировать перед вышестоящим руководством свои успехи в политработе и агитации. Отсюда и очень высокие цифры проголосовавших «за» выдвинутых партией кандидатов: 90-95-98% и выше.

Оценивалась работа местных партийцев и по показателям явки избирателей на выборы. И здесь тоже развернулось соревнование парторганов за высокие показатели. Самым простым способом повышения явки были меры по лишению избирателей, не явившихся на избирательные участки, различных премий и социальных льгот, в том числе и исключение из очереди на получения жилья. 

Факт неучастия в выборах обычно отражался в характеристиках работников, что влекло за собой прекращение всякого карьерного роста, исключение из вуза и первоочередное увольнение с работы при всех сокращениях штатов. Отсюда и такая положительная динамика роста числа избирателей, пришедших на выборы:

В 1926 году участвовало в выборах 51% избирателей 

В 1927г. – 50%

В 1929 г. – 64%

В 1931 г. – 72%

В 1934 г. – 85%

В 1937 г. – 96,8% 

Массовые репрессии 1937-1938 гг. окончательно привели к установлению в стране классического тоталитарного режима, в условиях которого демократические выборы и свободное волеизъявление народа исключалось. Сама избирательная кампания превратилась в некий обязательный ритуал, в ходе которого граждане должны были своим участием продемонстрировать лояльность режиму.

Отдельно нужно сказать о «тайном голосовании» в СССР. Так как в бюллетене всегда значилось одно имя, то подавляющее большинство избирателей, получив бюллетень, сразу направлялись к урнам и опускали его туда. Это и было голосованием «за». 

При этом существовали и кабинки, в которые в принципе можно было зайти любому. Но зачем? Ясно, что только для того, чтобы вычеркнуть единственное имя в бюллетене. А ведь это кандидат, тщательно отобранный компартией, поэтому каждый человек, зашедший в кабинку, брался на учет. 

Если из одной тысячи избирателей на участке человек 20 заходило в кабинки, то, как правило, при подсчете голосов избирательная комиссия находила 20 бюллетеней с зачеркнутым именем кандидата. Это и означало голосование «против». И тайное голосование переставало быть тайным. Это прекрасно понимали все граждане и потому они и не заходили в кабинки. И потому голосов «за» всегда было 98-99%. И избиркомам не было нужды заниматься фальсификацией результатов: все было «честно».

Со временем пропаганда и агитация компартии сделали свое дело: многие избиратели уже голосовали не потому, что были запуганы террором и репрессиями, а потому, что привыкли к такому порядку вещей и считали его нормальным. 

Молодые поколения о других – настоящих альтернативных – выборах просто не знали, не слышали. Этому способствовало полное истребление оппозиции, отсутствие свободы слова и печати и политика «железного занавеса»: никакой другой информации, кроме как от коммунистических источников, люди не получали.  

День выборов подавался как «всенародный праздник»: на избирательных участках появлялись буфеты с дефицитными продуктами, на улицах гремела бравурная музыка, устраивались бесплатные уличные концерты, организовывались народные гуляния в разных формах.

И такие «выборы» проводились в течение нескольких десятилетий: не только в период действия «Сталинской конституции» 1936 года, но и по «Брежневской конституции» 1977 года. Так продолжалось до перестройки.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 24 августа