Московский революционный трибунал планирует допросить в рамках уголовного дела Дзержинского и американского вице-консула. В суде начался процесс по делу двух следователей ВЧК, которые вымогали деньги у родственников арестантов. В том числе обвиняемые пытались шантажировать консульство США после задержания американского гражданина.

В ходе следствия выяснилось, что оба следователя отбывали при царском режиме каторжные работы, но были амнистированы правительством Керенского и объявили себя эсерами, а после октябрьского переворота аферисты примкнули к коммунистам и смогли устроиться в комиссию, возглавляемую Дзержинским.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 11 сентября 1918 года*.


Самостоятельность Крыма

Симферополь, 4 сентября. Официально опубликовано правительством сообщение о самостоятельности Крыма и о вступлении в переговоры с украинским правительством о выработке плана экономических отношений.

Крым и Украина.

Министр финансов Крыма Татищев вступил в переговоры с правителями Украины о немедленном прекращении экономической таможенной войны и выработке вполне мирных взаимоотношений между Крымом и Украиной.

(Петроградская правда)

Дело Венгерова и Мейчика

В Московский Революционный Трибунал поступило и назначено к слушанию дело Венгерова и Мейчика, по обвинению этих лиц в целом ряде преступлений по должности. Венгеров и Мейчик, люди с богатым уголовным прошлым, и оба неоднократно судились и отбывали каторгу. В дни правительства Керенского Венгеров был амнистирован, так как подал на имя Керенского «высоко-патриотическое» заявление о том, что он желает «умереть за родину на полях сражений…» Патриотический порыв был принят Керенским, и Венгеров отправился немедленно с каторги замаливать грехи на фронте. Заявив там себя не только патриотом, но и эсером, Венгеров быстро сделал карьеру. Получив высокий пост по высшему военному командованию в одной из южных армий, Венгеров постарался вывести в люди и своего приятеля по уголовному прошлому Мейчика и предоставил ему место заведующего автомобильными частями в той же южной армии. В дальнейшем после октябрьского переворота, оба друга постарались «умыть руки» от эсерства и втереться в доверие к видным товарищам коммунистам. Венгеров устроился следователем во Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и вслед за собой втянул Мейчика. Оба друга тут широко развили свою «деятельность».

Когда произошел арест инженера Бари, заподозренного в участии в контр-революционном заговоре, Венгеров при посредстве Мейчика начал шантажировать родственников Бари. Венгеров пытался также шантажировать американское консульство, так как Бари был американским подданным. От имени Венгерова Мейчик заявил вышеназванным лицам, что освобождение инженера Бари будет стоить 80,000 рублей. Затем цена была увеличена до 150,000 рублей, и после увеличение Мейчик мотивировал тем, что необходимо «дать» членам комиссии и Революционному Трибуналу.

Как выяснилось в настоящее время, Мейчик прежде сотрудничал в черносотенных газетах, вроде «Московских Ведомостей», и состоял членом Союза Русского Народа.

Оба «гражданина» обвиняются еще в целом ряде мелких злоупотреблений, вымогательствах и превышении власти. Пользуясь своим положением они зачастую сводили с прежними врагами личные счеты.

Преступники находятся в Бутырской тюрьме. Венгеров пытался бежать оттуда, подкупив сторожившего его часового.

По делу вызваны в качестве свидетелей: тов. Муралов, тов. Дзержинский, тов. Рогов, американский вице-консул Джен Лерс, сестра инженера Бари, Прилуков, Кутский, и др.

(Вечерние известия)

Учет мебели

Президиум Московского Совета выработал инструкцию об учете домашней обстановки. В пояснительной записке указывается, что в ближайшее время будет приступлено к распределению обстановки между нуждающимися.

С этой целью предписывается произвести учет всей мебели в квартирах буржуазных домов.

Народный суд

Вместо коньяка – вода

Несколько времени тому назад гр. Пронин, проходя по Гороховой улице, был остановлен человеком, предложившим купить у него всевозможные продукты, как-то: муку, мясо, масло и коньяк. Незнакомец заявил, что у него коньяк имеется с собой, а за остальными продуктами можно прийти на квартиру, и написал доверчивому Пронину адрес.

Пронин тут же на панели купил коньяку две бутылки, за которые заплатил 120 р. Еще не успел «добрый» незнакомец отойти и десяти шагов, как гр. Пронин обнаружил в бутылках вместо коньяку чистейшую воду. За незнакомцем была устроена погоня, и в результате он был пойман. Назвался он Шнитманом.

За такое дело суд постановил: заключить гр. Шнитмана в тюрьму сроком на 5 месяцев без замены штрафом.

(Красная газета)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены