Трибуналы обязывают в течение 40 часов выносить приговоры по делам, поступившим от чрезвычайных комиссий. При этом судам все же полностью отдают право вершить правосудие: «чрезвычайкам» запретят выносить и исполнять приговоры на месте преступления. Однако глава ВЧК Феликс Дзержинский предупреждает, что в случае угрозы завоеваний революции комиссия вернёт свой прежний аппарат и полномочия и будет «так же беспощадно, как и раньше расправляться со всеми, кто так или иначе встанет на пути победоносного шествия пролетариата».

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 19 февраля 1919 года*.


Заседание В. Ц. И. К.

Чрезвычайные комиссии.

Тов. Дзержинский, выступивший докладчиком по вопросу о Ч. К., обрисовал колоссальную работу по укреплению пролетарской революции, проделанную Всероссийской Чрезвычайной Комиссией и ее отделениями в губерниях и уездах за 15 месяцев существования. Теперь контрреволюция как движение массовое, отсутствует. Внутренняя белогвардейщина раздавлена, распылена. Нельзя сказать, чтобы враг рабоче-крестьянской власти был уничтожен. Есть те же контрреволюционеры, мечтающие с приходом союзных империалистов обратить нашу силу против нас же. Есть спекулянты, тормозящие дело социалистически правильного распределения. Есть саботаны, заполнившие всевозможные советские учреждения, породившие в них бесконечную волокиту и видимость работы при фактическом бездельничанье. Но все это носит иной характер, нежели ранее. Это не массовый протест или поход против советской власти, это не внутренний чехословацкий фронт, а распыленное, бессильное, но тем не менее крайне вредное зло, борьба с которым должна вестись иными методами.

К этим методам и подходит новый проект положения о Ч. К., устанавливающий новую связь между Ч. К. и Революционными Трибуналами: первые берут на себя функции надзора, обнаружения преступников против советской власти, следствия о произведенных ими преступлениях, а функции суда и вынесение приговоров всецело передаются Революционным Трибуналам. Громадное значение приобретает реорганизация последних, при чем обеспечивается быстрота их действия – в 40 часов после поступления следственного материала должен быть вынесен приговор.

Далее тов. Дзержинский останавливается на отдельных статьях положения о Ч. К. и заканчивает упоминанием, что, если бы наши открытые враги истолковали этот новый шаг советской власти, как шаг, дающий им простор к новым авантюрам против нее, то будет возрожден весь прежний аппарат В. Ч. К, который также беспощадно, как и раньше, будет расправляться со всеми, кто так или иначе встанет на пути победоносного шествия пролетариата.

Выступивший затем Нар. Комиссар Юстиции, тов. Курский, обращает внимание на необходимость серьезного отношения ко вновь создаваемым Трибуналам, на которые теперь возлагается еще более ответственная роль по защите революции.

Прения возникли по вопросу о поправке, внесенной тов. Крыленко, о не совмещении должностей членов Трибунала и Ч. К.

По предложению тов. Свердлова, положение о Ч. К., в общем и целом принятое Ц. И. К., для окончательной редакции со всеми поправками передается в президиум Ц. И. К.

(Вечерние известия)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены