Устойчивую позицию лидера по въездному туризму в РФ последние годы сохраняет за собой Китай. Однако данное первенство окружает ореол экономических, правовых и других проблем для нашей страны в областях, обслуживающих путешественников. 

РАПСИ провело анализ теневого туризма из КНР, подготовив правовые карточки для гостей России по соблюдению действующих законодательных новелл. 


Смоделируем ситуацию, в которой гражданин Китая по имени J планирует поездку в Россию. Первостепенным шагом для него является организация путешествия, которую он, исходя из своих интересов, предпочел бы доверить туркомпании. 

Для среднестатистического китайца отказ от самостоятельного планирования и решение в пользу третьих лиц — специалистов в данной области — вполне логичен. Ведь согласно рейтингу компании English First за 2018 год, Китай занимает 47-е место среди 88 стран по уровню владения английским языком и входит в группу с низким уровнем знаний в этой сфере. Соответственно, посещение нашей страны без гида представляется довольно проблематичным, ведь крупные города-центры РФ, не говоря уже о более маленьких, практически не имеют указателей/вывесок с транслитерацией на китайский язык. 

В этой связи любознательному J ничего не остается, как только обратиться в китайскую турфирму и быть уверенным, что в окружении соотечественников он максимально плодотворно проведет свое путешествие, избегая недопониманий с местными. Однако реализацией именно этих целей он пожертвует, принимая такое решение. 

Говорят, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И если устав — это импортный китайский экскурсовод, то монастырем может быть любой российский город. 

Все дело в том, что предприниматели из КНР пользуются межправительственным соглашением, согласно которому группы туристов не обязаны иметь местного гида и путешествовать только лишь с сопровождающим, который может являться гражданином Китая. Кроме того, российские экскурсоводы не вписываются в уже устоявшуюся систему Поднебесной, где гид, прежде чем получить себе группу, платит владельцу турфирмы т.н. страховку. 

Тем временем мировой практикой доказано, что наличие гражданства страны, в которой работает экскурсовод, — необходимое условие для профессии. Это гарантирует предоставление туристам достоверной и качественной информации о стране и следовательно рост интереса к ее посещению, контроль и регулирование предоставляемых услуг, увеличение и развитие профессионального рынка, появление новых рабочих мест, а также улучшение экономических показателей в целом. 

К примеру, в Италии за нелегальное проведение экскурсии нарушителям грозит штраф до нескольких сотен евро и возможность аннулирования визы (для иностранных граждан — прим.ред.). А желающие стать гидом обязаны подтвердить свои способности сдачей экзамена, для успешного прохождения которого необходимо владеть языком. Схожую стратегию применяют и власти Китая: быть экскурсоводами имеют право только граждане страны. 


Правовая карточка. Экскурсовод в РФ — это кто? 

В России организованный отдых регулируется законом «Об основах туристской деятельности». Согласно документу, раскрывающему основные понятия данной области, экскурсовод — профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению туристов с объектами показа в стране временного пребывания. 

При этом, как показывает опыт, минимум профессиональной подготовки не определен, а система обучения экскурсоводов не отлажена и действует только в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург. И в связи с тем, что механизмы контроля за предоставлением качественных услуг отсутствуют, как и наказание для неподготовленных гидов, экскурсоводом в настоящее время может стать абсолютно любой человек. 

Однако не стоит рассчитывать, что такая ситуация затянется надолго: Минкультуры уже подготовило законопроект, направленный на регулирование рынка экскурсионных услуг, введение обязательной аттестации специалистов, отвечающих за имидж страны, и соответствующего идентификационного значка.


Определившись с туроператором, гражданин J выбирает маршрут, количество дней пребывания, темп путешествия, желательные к просмотру достопримечательности, иными словами, — все, что формирует стоимость поездки. 

Как известно, многие компании-перевозчики, рестораны, гостиницы и сувенирные лавки, находящиеся на территории РФ, принадлежат бизнесменам из Китая. Соответственно, приобретаемый комплекс услуг у соотечественников для путешественников из КНР обойдется им по самой минимальной цене, которая зачастую ниже реальной стоимости путевки. Но у тура есть одно условие — обязательный шоппинг. 

И даже этот несущественный доход от страны-лидера по выездному туризму обойдет российский бюджет, вернувшись на родину.

Наглядно иллюстрирует эту проблему пример Сибирского федерального округа. По данным Росстата, рост въездного турпотока из КНР в Бурятию за первые девять месяцев 2017 года составил 208%, однако заметной прибыли в бюджет региона не принес, что фактически доказывает существование демпинг-схем со стороны китайских турфирм. Целью таких компаний, прежде всего, является извлечение дополнительного дохода от завышенных в несколько раз цен на сувенирную продукцию и вывод средств за границу. 

Однако от демпинг-политики турагентств из КНР страдают и сами китайцы. Приморский край еще в 2014 году столкнулся с проблемой заселения китайцев их соотечественниками в гостиницы, нарушающие закон, и предоставления им питания в кафе, не соблюдающих санитарных норм. Помимо этого, путешественники остаются без экскурсионных программ, из-за чего страдает, как минимум, имидж региона, а как максимум — нашей страны. 

Важно отметить, что китайский теневой туристический бизнес в РФ организован таким образом, что конкуренция среди учреждений розничной торговли в специализированных для китайцев местах практически отсутствует, так как все перемещения тургрупп контролирует гид, заинтересованный в получении процента с прибыли от конкретного магазина. К примеру, выручка сувенирных бутиков, по оценкам экспертов, может варьироваться в пределах четырех-пяти миллионов рублей за день. 

В российской прессе также бытует мнение, что китайские путешественники, как будто по наставлению компании-организатора поездки, предпочитают смотреть на достопримечательности РФ только снаружи или бесплатно, оставляя таким образом минимум возможностей для пополнения бюджета гостевой страны.


Правовая карточка. Демпинг под запретом?

Для начала стоит сказать, что негативную оценку демпингу, как продаже товаров по бросовым ценам, дал еще В.И.Ленин в начале XX века. И несмотря на столь долгую историю существования явления, в России этот процесс в большинстве своем воспринимается только в контексте внешнеэкономических операций. Разовые случаи демпинга на внутреннем рынке в розничной торговле иногда становятся предметом интереса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и налоговых органов РФ, однако это носит бессистемный характер. 

Поэтому можно сказать, что будучи проблемным явлением демпинг, согласно закону «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ничем не ограничен на территории России и в однократных проявлениях регулируется только определенным видом пошлин. 

Таким образом, юридического механизма, позволяющего отличить системный демпинг от обычных скидочных войн, ограничить его или запретить, в действующем законодательстве не существует. 

Однако к разработке возможностей решения этого вопроса уже привлечены профильные ведомства, среди которых Ростуризм, Минкультуры, а также заинтересованная сторона — китайские партнеры.


Разобравшись в тонкостях работы туристических организаций на территории РФ и оценив приблизительную стоимость растрат на жилье и экскурсии, расчетливый J интересуется курсами валюты и доступными способами оплаты услуг. 

Рубль по отношению к юаню — одна из самых дешевых валют (1¥ = 9₽ по курсу ЦБ на 22.02.19 г. — прим.ред.), что делает путешествия в Россию довольно дешевыми для жителей Поднебесной. 

Но достаточно опрометчиво рассчитывать на покупку валюты гражданами стремительно развивающейся КНР, где даже банковские карты в материальном воплощении считаются анахронизмом, ведь китайцы на родине уже давно расплачиваются с помощью популярной социальной сети WeChat. Оплата происходит посредством сканирования уникального QR-кода, присваиваемого каждому зарегистрированному пользователю программы, после чего вводится пароль и списываются денежные средства. 

И, может быть, туристы даже уделяли бы внимание наличным, если бы все тот же теневой китайский бизнес не организовывал для них специализированные магазины, оборудованные терминалами платежной системы «Юнионпей», откуда деньги поступают непосредственно на счет владельца организации в Китае. 

Такие бутики, к примеру, с сувенирной продукцией оформляются легально, однако зайти туда путешественникам из других стран или простым российским гражданам не получится. Скорее всего сотрудник охраны констатирует, что заведение недоступно для посещения в связи со спецобслуживанием или техническим перерывом. 

Из вышеописанного J помнит, что зарабатывают китайские бизнесмены в России за счет двух компонентов: минимальной цены за путевку для привлечения туристов-соотечественников и в разы завышенной стоимости востребованной у путешественников продукции в магазинах, мимо которых они в буквальном смысле не смогут пройти. 

Очевидно, что попасть в этот бизнес, не имея партнерских отношений, невозможно, даже открыв магазин с самыми демократичными ценами: экскурсоводы поведут группу только в «свое» место. 


Правовая карточка. Контроль за выводом средств

Российское законодательство позволяет привлекать к ответственности за самые разные преступления в экономической сфере, среди которых мошенничество ( статьи 159-159.6 УК РФ), незаконное предпринимательство (171 УК РФ), легализация (174-174.1 УК РФ), ограничение конкуренции (178 УК РФ) и обналичивание средств (198 -199 УК РФ). Наказание по данным статьям Уголовного кодекса может достигать 10 лет лишения свободы. 

За случаями отмывания денежных средств, помимо сотрудников правоохранительных органов, наблюдают кредитные организации. При обнаружении подозрительных операций банк имеет право блокировать счета предпринимателей в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 

Кроме того, не так давно российские банки получили возможность блокировать подозрительные транзакции денежных средств, а также приостанавливать действия кредитных карт как физических, так и юридических лиц на срок до двух дней. 

Данные законы в первую очередь направлены на борьбу с отмыванием средств, финансированием терроризма и кибермошенничеством, однако и китайский теневой турбизнес может попасть под его действие.


Тем временем у J еще остались вопросы относительно своей поездки. Как законопослушный гражданин, он хочет уважать местные — российские — правила и нормы поведения. Какие они? 

Стоит сказать, что как отдельного китайского туриста, так и целые группы обвинять в процветании теневого турбизнеса в РФ абсолютно несправедливо, так как в основном сами путешественники становятся жертвами серых схем своих соотечественников-бизнесменов. 

Тем более Россия — отнюдь не единственная страна, столкнувшаяся с использованием серых схем КНР на туристическом рынке, первыми недостатки массового потока путешественников ощутили страны Юго-Восточной Азии, затем Европа и США. 

Всемирная торговая организация настоятельно призывает: гидом-переводчиком может быть только гражданин принимающей страны. Помимо увеличения рабочих мест для коренного населения и улучшения экономических показателей, существует еще одно объяснение важности использования в качестве экскурсоводов только носителя национальной культуры — формирование культуры поведения на территории страны. 

Эксперты сходятся во мнении, что никто не сможет поведать историю страны так, как это сделает квалифицированный коренной житель. Очевидно, что рассказанные неподготовленными китайскими гидами истории-небылицы о России — малая часть айсберга, а большая — отсутствие контроля. 

Неуправляемые очереди в музеях, хаос в выставочных залах, шум, несанкционированная фото- и видеосъемка, крупногабаритные сумки в непредназначенных для этого помещениях — явления, создающие неудобства для других гостей страны и способные нанести реальный ущерб культурным ценностям. 

К примеру, не секрет, что фотосъемка со вспышкой в некоторых музеях запрещена, поскольку от нее может пострадать графика, а масляной слой картин разрушиться из-за внутренних химических реакций пигмента со световым излучением.

Неудивительно, если китайские туристы или их импортные гиды об этом не знают. В этой связи сообщество квалифицированных экскурсоводов в один голос заявляет: рассказывать о правилах поведения в определенных местах — это их непосредственная обязанность.


Правовая карточка. Есть ли обязанности у туриста?

С точки зрения российского права, туристом называется посещающее страну лицо в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях в период от 24 часов до шести месяцев подряд. Данное определение также сразу вводит запрет для гостей на извлечение дохода в стране временного пребывания. 

При этом закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает путешественникам права на получение достоверной информации о стране, ее правилах и традициях, свободу передвижения, обеспечение личной безопасности, неотложную медицинскую помощь, содействие органов власти в получении правовой помощи, беспрепятственный доступ к средствам связи и т.д.

Но одновременно с этим у туриста возникают обязанности. Их четыре: 

— соблюдать законы РФ, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

— бережно относиться к окружающей среде, а также памятникам истории и культуры; 

— следовать правилам въезда в страну и ее покидания; 

— соблюдать правила личной безопасности.


Подводя итоги, стоит отметить, что даже с учетом успешно работающих серых схем предпринимателей КНР только за 2017 год суммарный доход различных отраслей российской экономики от китайских путешественников составил около 110 миллиардов рублей. Остается только догадываться, во сколько раз могла бы увеличиться эта цифра, если бы китайский турбизнес в РФ вышел из тени.

Людмила Кленько