В заканчивающемся десятилетии можно было проследить тенденцию поступательного снижения числа митингов в России. При этом заметный спад численности протестных акций почти не сказался на их результативности. Мы изучили актуальную историю гражданской активности и выявили основные критерии, которые существенно повышают вероятность достижения поставленных целей в публичном диалоге с властью.


Пик популярности протестных акций пришелся на 2012 год, когда было зафиксировано примерно 2400 гражданских выступлений. С тех пор активность начала заметно спадать: в 2013 году было уже около 2000 акций, 2014 — около 1500 и т.д.

Тем не менее именно в последние годы все чаще мирные гражданские выступления стали приносить удовлетворяющие их участников результаты. Отсутствие громкого политического резонанса, оказывается, не мешает, а вероятно, даже помогает построению конструктивного диалога с чиновниками разного уровня.

Именно в последние годы начал заметно проявляться и некоторый канон уличной акции, воспринимаемой в качестве нормального элемента взаимодействия гражданского общества с властями. Перечислим основные признаки успешных акций, участники которых не могут чувствовать себя обманутыми и использованными организаторами, а также безразличными власть имущим.

Недопустимость любой агрессии и провокаций правоохранителей

«Мы не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж, где разбирают брусчатку и жгут все подряд», — это заявление президента России Владимира Путина на заседании Совета по правам человека 11 декабря 2018 года, пожалуй, можно считать сегодня главной заповедью при проведении митинга, рассчитанного на правовые задачи.

Многочисленные примеры показывают, что любой конфликт с сотрудниками правоохранительных органов сразу же снимает с повестки дня тему массовой акции и в дальнейшем единственными бенефициарами скандализации мероприятия могут стать только некоторые его организаторы и провокаторы, которые изначально ставили перед собой такую цель в личных интересах.

Соответственно, при посещении любого митинга следует помнить, что практически всегда любой призыв на проявление агрессии звучит от человека, который хочет использовать вас для повышения собственной медийности, либо ради «палок» (число арестов повышает «стоимость» митинга для некоторых организаторов; также не стоит забывать, что среди провокаторов могут быть и внедренные элементы).

Отказ от политизации протеста

Долгое время считалось, что только политизация даже локального протеста способна привлечь к нему внимание властей. Однако за последние годы стало очевидно, что в действительности все обстоит ровно противоположным образом.

Политическими лозунгами внимание привлекать, возможно, и получается, однако о решении реальных проблем речи при этом не идет. Наглядной иллюстрацией этому правилу может послужить опыт проведения митингов хотя бы в Екатеринбурге.

В этом десятилетии жителям уральского города удалось отстоять от застройки городские пространства: площадь Труда (2010 год), Городской пруд (2017 год) и, наконец, совсем недавно — сквер у театра драмы. Характерно, что все эти митинги акцентированно подавались как мероприятия урбанистического характера, никаких политических требований не выдвигалось, не было ораторов и транспарантов. Среди организаторов не нашлось политиков, партий, оппозиционеров.

Также и на акции в защиту ДК «Химмаш» единственным лозунгом, имеющим хоть какое-то отношение к политике, стал «Путин, помоги».

В то же время массовые митинги за прямые выборы мэра в 2010 и 2018 годах, несмотря на свою довольно большую массовость, окончились ничем — прямые выборы отменили. Аналогичный результат принес и массовый пикет за прямые выборы губернатора в 2012 году: спустя 10 дней его назначило Заксобрание.

Похожая ситуация прослеживается и в других городах. Например, в Новосибирске, где многочисленные политические акции не приводят ни к каким результатам. Зато, когда жители Новосибирска в 2017 году провели ряд митингов против завышения коммунальных платежей (на 15%, хотя правительство РФ ограничило рост четырьмя процентами), их требования привели к запрошенному результату. Отсутствие политических лозунгов и партийного представительства на митингах позволило губернатору Владимиру Городецкому изменить свое же собственное решение.

Конструктивный запрос властям

Крайне важным элементом гражданской акции, которая рассчитана на конкретный результат, является содержательный запрос властям. Не просто выплеск недовольства, а формулирование сомнений в справедливости какой-либо ситуации в рамках норм и законов.

Так, например, в прошлом году в Москве и Санкт-Петербурге состоялся «Марш матерей». Его участники желали только освобождения фигурантов дела «Нового величия». Вместо транспарантов участники в основном держали в руках мягкие игрушки. Несмотря на то, что акции были несогласованными, они прошли без задержаний. И более того, спустя несколько дней, суд изменил меру пресечения двум фигуранткам этого дела: с нахождения СИЗО на домашний арест.

Позитивная повестка: защита правовых институтов

Однако даже самые конструктивные запросы граждан на массовых акциях зачастую губят нигилистические формулировки повестки. Вместо того, чтобы добиваться какого-либо правового решения проблемы, участники попросту обвиняют власти во всех грехах и настаивают на разного рода наказаниях. В то же время почти любое требование возможно сформулировать таким образом, чтобы его можно было реализовать в рамках действующих правовых институтов.

Например, три года назад массовые акции с требованиями ликвидации живодеров, мести их родственникам и в целом изменения государственной политики в отношении бродячих животных достаточно своевременно были переориентированы на более разумные цели. Участники акций в 93 городах заявляли, что ждут реального срока для двух школьниц, которые жестоко истязали и убивали животных. В итоге, несмотря на мягкость законодательства в этом вопросе, обе обвиняемые получили реальные сроки лишения свободы — три года, а также четыре года и три месяца.

Информирования властей о скрытых, локальных проблемах

Самой востребованной темой для акций протеста в России являются районные проблемы — на них приходится примерно треть мероприятий (17% акций посвящены вопросам градостроительной политики, проблемам обманутых дольщиков, экологии; 12% — проблемам социальной сферы: закрытию школ и больниц, нехватке мест в детских садах и т.д.).

Зачастую причиной для возникновения таких ситуаций является простая неосведомленность властей разного уровня о проблеме. Поэтому в данном случае гражданские акции являются эффективным инструментом для их информирования. В случае соблюдения таких границ есть все шансы для достижения успеха.

Так, например, два года назад в Москве жители выступали против точечной застройки на 11-й Парковой улице. Несмотря на то, что за время проведения акции застройщик собрал все нужные документы и даже начал подготовительные работы, власти стройку все же отменили.

Митинг как референдум

Этот же принцип может работать и на более высоком – региональном – уровне. Зачастую властям достаточно получить обратную связь, узнать о восприятии обществом предложенных инициатив, чтобы начать обсуждение их корректировки.

Ярким примером этому могут служить митинги против программы реновации двухлетней давности, проходившие в Москве. Организаторы и участники изначально решили отказаться от политизации мероприятия. Возможно, это стало одной из главных причин, наряду с его массовостью (которое показало, что далеко не все москвичи воспринимают инициативу мэрии за благо), подтолкнувших городские власти к значительной корректировке программы.

Также интересна ситуация в Ингушетии. Где осенью прошлого года мирные митинги закончились созданием рабочей группы по дальнейшему обсуждению вопроса об изменении республиканской границы. Однако эскалация во время весенних столкновений митингующих с полицией почти поставила крест на правовой дискуссии в расширенном формате.

Митинг как вопрос

Наконец, грамотно организованный и проведенный митинг может, если не привести к заметным изменениям по озвученной повестке, то хотя бы стимулировать предоставление исчерпывающих разъяснений от ответственных лиц, вплоть до государственных властей.

К примеру, митинг по вопросу пенсионной программы в Москве, прошедший достаточно мирно при численности около 30 тысяч человек, не повлиял на законодательные изменения. Однако вскоре после него Владимир Путин подробно разъяснил суть смягчающих программу поправок.

Итог

В заключении следует заметить, что правовое и конструктивное проведение митингов важно и ценно не только гражданам, но и властям. Как говорила ныне покойная экс-глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева: «Если власть будет считаться с требованием людей, то это только укрепит стабильность государства».