Законодатель вводит все новые правила для водителей средств индивидуальной мобильности, чтобы сделать их движение более безопасным. Где найти эффективные механизмы правоприменения этих правил, проанализировало РАПСИ. 


Вот уже который год приход весны в города знаменует поток новостей о дорожных происшествиях с участием самокатчиков.

На этой неделе в Санкт-Петербурге 52-летняя самокатчица сбила мальчика пяти лет, который шел по тротуару в сопровождении своей мамы. Судя по разлетевшимся в сети видео, женщина просто не заметила ребенка из-за установленного неподалеку от места происшествия киоска, однако результатом такой невнимательности стал перелом затылочных костей у мальчика. 

А двумя днями ранее также в Питере от колес электросамоката сильно пострадал 11-летний мальчик: неизвестный сбил его на улице, в результате чего ребенка пришлось госпитализировать в тяжелом состоянии. 

Кроме того, в текущем месяце в Екатеринбурге мужчина, ехавший на самокате, сбил с ног женщину и ее ребенка. Женщина в результате происшествия получила травму голени, а ее дочь – травму связок в области локтя.

Нередки также и ситуации, когда жертвами происшествия становятся и сами пользователи СИМ (средства индивидуальной мобильности). Так, например, в Москве, автомобилист сбил 18-летнего парня, переезжавшего на электросамокате проезжую часть в неустановленном для перехода месте на Востоке Москвы. Молодой человек госпитализирован в тяжелом состоянии.

Сообщения о ДТП с участием самокатов все чаще провоцирует идеи о полном запрете СИМ в парках и на улицах городов. Однако удобство данного способа передвижения, его экологичность и востребованность у определённой части населения заставляет государство не прибегать к столь категоричным решениям, а планомерно вырабатывать правовое регулирование использования СИМ.

Тема, безусловно, остается дискуссионной, ведь противников электросамокатов все еще немало, и их позицию можно понять. 

Травматизм внес коррективы

Самокаты вошли в повседневную городскую жизнь в 2018 году. В том же году в Москве и еще ряде крупных российских городов появились сервисы кикшеринга (кратковременная аренда) самокатов.

В первые годы существования сервисов использование самокатов по большей части являлось развлечением, нежели полноценным средством передвижения. Случаи нанесения травм и повреждений также имелись, но были локальными и не столь частыми ввиду того, что передвижения на самокатах еще не получило большой популярности.

О том, что самокат вполне может выступать средством повышенной опасности, а со стороны государства требуется куда большая степень участия в вопросе регулирования передвижения с их использованием активно заговорили уже через несколько лет.

Так, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России (ФКУ «НЦ БДД МВД России») количество дорожно-транспортных происшествий с использованием гироскутеров, сегвеев, моноколёс и электросамокатов в России в 2020 году выросло в три раза. Рост числа ДПТ с их участием превысил 182% (331 ДТП). В 2020 году в них погибли 6 человек и еще 347 получили ранения и травмы. 

Согласно информационно-аналитическому обзору ФКУ «НЦ БДД МВД России», в 2021 году было зарегистрировано уже 672 (+67,5%) ДТП с участием СИМ, в результате которых погибли 20 (+185,7%) человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранения получили 704 (+67,2%) человека, в числе которых 133 (+54,6%) ребенка в возрасте до 16 лет.

Согласно тому же отчету за 2022 год, количество таких ДТП выросло до 941 случая (+40%). Количество погибших снизилось на одного человека, однако в число жертв попали уже два несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Рост числа случаев получения травм составил +38,6% (976 человек).

Как видно, вместе с ростом популярности СИМ среди населения, растет и травматизм при использовании данных средств передвижения.

Изменения ПДД

Первый серьезный шаг на пути урегулирования вопроса использования электросамокатов был сделан в 2022 году, когда Правительство РФ вынесло постановление от 6 октября 2022 года №1769.

Именно этим документом в ПДД было внесено широко используемое сейчас понятие «средства индивидуальной мобильности», под которым понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей). К ним отнесли в том числе электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие аналогичные средства. Обычные самокаты и роликовые коньки к СИМ не относятся, а люди на них считаются пешеходами.

Для электросамокатов и иных СИМ наконец был установлен скоростной режим — не более 25 км/ч., при этом отдельно было регламентировано, что если движение СИМ по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, самокатчик должен спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов. Кроме того, был установлен приоритет пешехода во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих СИМ.

Новыми правилами также урегулировали вопрос возможности передвижения на самокате по различным городским зонам в зависимости от возраста пользователя СИМ. Так, дети до 14 лет могут пользоваться СИМ только на тротуарах, пешеходных и велопешеходных дорожках (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон, при этом дети до 7 лет используют СИМ только в сопровождении взрослых.

Помимо прочего, была установлена масса электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам. Она не должна превышать 35 кг.

Рассматриваемое постановление Правительства вступило в силу только с 1 марта 2023 года, то есть ровно перед очередным сезоном использования СИМ.

Дорожная карта и большие планы

Однако, одними только корректировками ПДД государство не ограничилось. Необходимо было не просто прикрыть выявившиеся правовые пробелы, а выработать полноценную стратегию нормативно-правового регулирования развития СИМ.

Такая стратегия была выработана и облечена в форму Плана мероприятий («дорожной карты»), направленных на дополнительное нормативно-правовое регулирование развития средств индивидуальной мобильности и обеспечение безопасности дорожного движения при их использовании, утвержденного Правительством РФ 11 октября 2023 года №11752-П50-МХ).

Данным документом предусмотрено 27 пунктов, которые должны быть реализованы в период с 2023 по 2025 годы.

Так, план предусматривает установление административной ответственности лиц, использующих для передвижения СИМ, установление дополнительных требований к инфраструктуре для СИМ, обеспечение ведения статистики ДТП с участием СИМ и другие мероприятия.

В работу, помимо Минтранса и МВД, участие которых в мероприятиях очевидно, включены и другие министерства и ведомства. Так, например, Минздраву совместно с МВД России предстоит провести научно-исследовательскую работу по определению характерных травм, их лечения и реабилитации при использовании СИМ, разработать рекомендации по снижению уровня травматизма, лечению и реабилитации пострадавших при инцидентах с использованием СИМ. Минпросвещению предстоит уже в этом году реализовать предусмотренные Планом мероприятия в части образовательной и просветительской деятельности по правилам использования СИМ.

Новые штрафы

На прошлой неделе в Госдуму был внесен законопроект №604809-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Инициаторами выступили сенаторы А.А.Клишас, В.В.Полетаев, И.В.Рукавишникова, А.Г. Шейкин.

Документ разрабатывался для целей установления административной ответственности за нарушения ПДД лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности.

Инициаторы законопроекта в пояснительной записке к нему отмечают, что внесение изменений в части СИМ в ПДД не остановило тенденцию на увеличение числа происшествий на дорогах с участием лиц, использующих для передвижения СИМ.

Инициаторы приводят в записке печальную статистику, представленную в информационно-аналитическом обзоре НЦ БДД МВД России за 9 месяцев 2023 года. Так, за указанный период было зарегистрировано 2647 (+ 215,9 %) ДТП с участием СИМ, в результате которых погиб 31 (+ 63,2 %) человек, в том числе трое несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. Ранения получили 2723 (+ 213 % к показателю 2022 года) человека, в числе которых 919 детей в возрасте до 16 лет.

Со своей стороны отметим, что данные за полный 2023 год еще более безрадостные: увеличение числа ДТП с участием СИМ к аналогичному показателю 2022 года составило 229,4%, более 3 тыс. случаев. Погибло за год 43 человека (+126,3% к показателю 2022 года). Ранения получили 3 177 человек, что на 225,5% больше, чем годом ранее.

Так как урегулирование порядка использования СИМ в ПДД искомого результата в виде уменьшения количества происшествий с СИМ не принесло инициаторы посчитали, что решить ситуацию возможно через стимулирование пользователей СИМ к соблюдению ПДД и безопасному использованию СИМ посредством усыновления целого ряда административных штрафов за нарушение установленных правил.

Инициаторы также отмечают, что в настоящее время отсутствует специальная ответственность для лиц, использующих для передвижения СИМ, а действующие составы административных правонарушений, по которым лица, использующие СИМ, привлекаются к ответственности за нарушения ПДД как другие участники дорожного движения, не учитывают особенностей пользователей СИМ.

Проектом закона планируется установить ответственность за управление СИМ в состоянии опьянения в виде административного штрафа в размере от 20 до 30 тыс. рублей.

За превышение установленной скорости движения СИМ устанавливаются штрафы в размере от 500 рублей до 5 тыс. рублей в зависимости от величины такого превышения. 

Также штраф устанавливается за нарушения, которые повлекли причинение легкого тяжести вреда здоровью потерпевшего, в размере от 2 до 5 тыс. рублей, и нарушения, которые повлекли причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, в размере от 10 до 15 тыс. рублей.

Оставление места ДТП при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния планируется наказываться штрафами от 4 до 5 тыс. рублей. Движение на СИМ по пешеходным дорожкам, тротуарам и пешеходным зонам в случае, если масса СИМ превышает 35 килограммов, повлечет наложение штрафа в размере от 3 до 3,5 тыс. рублей.

Кроме того, в целях развития использования СИМ и велосипедов, а также повышения качества организации дорожного движения, законопроектом предлагается установить административную ответственность за несоблюдение требований законодательства в области организации дорожного движения. 

Однако у Правительства РФ к данным положениям законопроекта возникли замечания. В своем официальном отзыве на законопроект Кабмин указывает, что положения проектируемой ст. 12.40 КоАП не соответствуют предмету правового регулирования гл. 12 КоАП. Однако в целом правительство поддержало инициативу, хотя и выявило некоторые замечания к документу.

Несмотря на то, что в обществе в целом позитивно оценили обсуждаемый законопроект, отдельные эксперты опасаются того, что все новые штрафы останутся только «на бумаге», так как эффективного механизма правоприменения не выработано. Эксперты предвидят, что представители закона вряд ли будут бегать за каждым самокатчиком в попытках вручить ему постановление об административке. 

Мнение эксперта

Мария Яковлева, директор Юридической группы «Яковлев и Партнеры»:

— В последние годы электросамокаты стали неотъемлемой частью городской среды, предоставляя гражданам быстрый и экологически чистый способ передвижения. Однако, вместе с ростом их популярности возникли и новые вызовы, связанные с безопасностью движения и ответственностью за их использование.

Первый вопрос, который возникает: нужно ли вообще запрещать электросамокаты? Ответ зависит от множества факторов, включая статистику дорожно-транспортных происшествий, уровень готовности инфраструктуры и общественное мнение. Запрет — крайняя мера, которая может ограничить свободы граждан и затормозить технологическое развитие. Скорее стоит говорить о разумном регулировании, которое помогло бы минимизировать риски без ущерба для инноваций.

Для правового регулирования использования электросамокатов и минимизации рисков необходим комплексный подход, который включал бы:

• Правила использования: установление четких правил поведения на дороге, в том числе ограничение максимальной скорости, обязательное использование шлемов и других средств защиты, а также определение зон, где использование самокатов запрещено или ограничено. Кроме того, можно ввести возрастные ограничения для пользователей.

• Регистрация и лицензирование: введение системы регистрации и лицензирования для компаний, предоставляющих услуги кикшеринга. Это позволит контролировать количество транспортных средств в обороте и обеспечит выполнение компаниями требований безопасности.

• Страхование: обязательное страхование как для пользователей, так и для провайдеров услуг, что обеспечит компенсацию в случае ДТП или других инцидентов.

• Обучение пользователей: разработка программ обучения безопасному вождению электросамокатов, возможно, включение таких программ в обязательный курс для первых пользователей.

• Инфраструктурные изменения: адаптация городской инфраструктуры, включая создание специальных полос для движения самокатов и парковочных мест, что уменьшит конфликты на дорогах и тротуарах и снизит риски дорожно-транспортных происшествий.

Существенным аспектом регулирования является также введение штрафов за нарушение правил использования электросамокатов — это повысит дисциплину водителей и поможет интегрироваться в дорожно-транспортную сеть города.

На мой взгляд, правовое регулирование кикшеринга не только снизит количество несчастных случаев, но и поможет городам адаптироваться к новым реалиям мобильности. Важно, чтобы такое регулирование основывалось на данных и опыте, а также учитывало интересы всех участников дорожного движения. Не стоит подходить к вопросу запретительно, ведь перед нами стоит задача не ограничить, а управлять и направлять процесс взаимодействия человека и новых технологий на благо общества.

Так, недавно в Мосгордуме предложили ввести экспериментальный правовой режим для регулирования использования электросамокатов в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. На мой взгляд, это оправданно, потому что ЭПР позволяет временно вводить специальные правила для отдельных территорий с целью тестирования новых подходов перед их внедрением на федеральном уровне. Такой подход оптимален для электросамокатов, учитывая их растущую популярность в крупных городах и отсутствие устоявшихся норм регулирования, которые призваны минимизировать опасность для пешеходов и самих пользователей кикшеринга.

Проведение пилотного проекта позволит определить наиболее эффективные методы контроля за соблюдением ПДД участниками дорожного движения на электросамокатах, а также оценить адекватность усиленных санкций для нарушителей. Это крайне важно, так как текущее законодательство не полностью учитывает специфику электросамокатов, что ведет к юридическим пробелам и сложностям в привлечении к ответственности за нарушения.

Предложенные меры, такие как усиленные санкции и изменения в ПДД, должны быть тщательно продуманы и основаны на данных о поведении пользователей электросамокатов и результатах их взаимодействия с другими участниками дорожного движения.

Эффективность мер будет зависеть от их практической реализуемости и приемлемости для общества.

Оценивая законодательную инициативу, важно подчеркнуть, что ЭПР предоставляет возможность для адаптации законодательства под текущие потребности, но для обеспечения успеха эксперимента крайне важно провести широкомасштабные консультации со всеми заинтересованными сторонами, включая пользователей электросамокатов, представителей местного самоуправления, правоохранительные органы и экспертное сообщество.

В целом, правовое регулирование электросамокатов через ЭПР может стать значимым шагом к формированию сбалансированной и эффективной системы управления новыми видами транспорта, обеспечивающей безопасность и комфорт в городской среде. Примеру крупных федеральных центров могли бы последовать и другие регионы, а с развитием правового регулирования сервис кикшеринга можно было бы безопасно внедрять в небольших городах, создавая комфортные и безопасные условия для горожан.