МОСКВА, 26 авг – РАПСИ. Перспективы разрешения в пользу Ощадбанка спора с РФ можно оценить как маловероятные, так как имущество, на возмещение стоимости которого претендует украинский банк, нельзя серьезно рассматривать как его инвестиции, сделанные на территории России. Такое мнение высказал партнёр юридической фирмы "Westside Advisors" Сергей Водолагин.

Публичное акционерное общество "Государственный ощадный банк Украины" (Ощадбанк) сегодня сообщило о направлении в суд искового заявления к Российской Федерации о взыскании компенсации в размере более 1 миллиарда долларов.

Сумма требований включает как стоимость потери активов в Крыму, стоимость потери бизнеса, так и проценты, которые будут начислены до принятия Трибуналом окончательного решения и до фактического получения компенсации по коммерческому курсу, определенному Трибуналом. Пресс-служба банка отметила, что "суд принял решение, что исковое заявление будет рассматриваться по ускоренному временному графику до окончательного слушания, которое в настоящее время запланировано на конец марта 2017 года".

Водолагин напомнил, что с соответствии с межправительственным Соглашением между Россией и Украиной о поощрении и взаимной защите инвестиций споры между государством, в котором были сделаны инвестиции, и инвестором могут быть переданы на рассмотрение, в том числе, в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, если спор не удалось разрешить путем переговоров в течение шести месяцев.

"С другой стороны, соглашение содержит положение о том, что если инвестору будет причинен ущерб вследствие войны, гражданских беспорядков или иных подобных обстоятельств (обращаю внимание на открытость перечня), то таким инвесторам будет предоставлен режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в таком случае инвесторам любого третьего государства", - отметил эксперт. Если истолковать соглашение таким образом, чтобы рассматривать Ощадбанк как инвестора (иначе спор вообще не имеет смысла), то здесь у украинского банка могут быть, по мнению Водолагина, некоторые, хотя и весьма туманные, перспективы.

Однако разногласия по вопросам толкования соглашения разрешаются не Стокгольмским арбитражным институтом, а третейским судом, состав которого формируется Россией и Украиной, а если им его не удастся сформировать, то к этому процессу привлекается гаагский Международный суд ООН. "Учитывая, что между Россией и Украиной имеются разногласия по вопросу о толковании Соглашения, вряд ли удастся обойтись без этой процедуры", - сказал он.

Ощадбанк, который является одним из крупнейших украинских банков, в январе сообщил об арбитражном разбирательстве против России с целью экономической защиты и восстановления своих потерянных в Крыму инвестиций.

По информации пресс-службы банка, первый шаг в этом направлении Ощадбанк сделал в начале июля 2015 года, направив официальное уведомление уполномоченным представителям РФ по претензиям, которые следуют из незаконного обращения с инвестициями, принадлежащими банку в Крыму. Тогда банк информировал РФ о существовании спора и настаивал на урегулировании разногласия с целью компенсации Ощадбанку нанесенного ущерба.

Также банк ссылается на нарушение "многочисленных положений соглашения между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года".

Исходя из того, что РФ не предоставила ответа на обращение Ощадбанка по урегулированию спора путем переговоров, банк воспользовался своим правом продолжить рассмотрение с использованием доступных в соответствии с соглашением от 27 ноября 1998 года инструментов международной судебной защиты против РФ, сообщила кредитная организация.

Пресс-служба привела тогда слова председателя правления банка Андрея Пышного, который напомнил, что "арбитраж в соответствии с соглашением от 27 ноября 1998 года является обязательным процессом, который позволяет Ощадбанку подавать иск и реализовывать свои права независимо от того, принимает в нем участие РФ или нет". Он отметил, что "банк будет использовать все способы защиты, доступные ему в соответствии с национальным и/или международным правом".