МОСКВА, 13 сен — РАПСИ. Суд ЕС в Люксембурге отказался отменить ограничительные меры, введенные Евросоюзом в отношении российских компаний и банков в июле 2014 года, сообщается в пресс-релизе суда.

Суд признал обоснованными причины, в соответствии с которыми Совет ЕС принял оспариваемые заявителями санкции. В решении говорится, что действия Европейского Союза направлены помимо прочего на «содействие урегулирования кризиса на Украине».

Кроме того, суд в Люксембурге отметил, что Совет ЕС вправе вводить подобные ограничения, «если считает это целесообразным».

Заявители также настаивали, что санкции противоречат Соглашению о сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Евросоюзом, однако суд напомнил, что этот вопрос уже был рассмотрен в марте 2017 года в рамках иска «Роснефти». По мнению суда, принятие ограничительных мер было необходимо для «защиты интересов безопасности ЕС и поддержания мира и международной безопасности».

Санкции в суде ЕС в Люксембурге оспаривали, в частности, такие компании, как «Роснефть» и «Газпром нефть», Банк ВТБ, Сбербанк России и его турецкая «дочка» DenizBank, Внешэкономбанк и его украинская «дочка» Проминвестбанк (ПИБ).

По заявлению ВТБ, Совет Евросоюза не указал причины для включения банка в санкционной список и не уведомил о своем решении, что является нарушением права компании на эффективную судебную защиту. Кроме того, по мнению заявителя, Совет Евросоюза нарушил его основные права, в том числе право на защиту собственности, бизнеса и репутации.

В свою очередь «Газпром нефть» в иске указывает на неправомерные основания для введения оспариваемых ограничений и также настаивает на том, что было нарушено право компании на ведение хозяйственной деятельности.

Решение о введении санкций, которые распространяются на энергетический, финансовый и оборонный сектора, а также продукцию двойного назначения, было принято 31 июля 2014 года в связи с ситуацией на Украине. В сентябре того же года санкции были усилены. Позднее действие ограничительных мер в отношении России неоднократно продлевалось.

Под санкциями оказались пять российских государственных финансовых институтов и их дочерние структуры, три энергетические компании и три оборонных предприятия. Под запрет попали сделки по импорту-экспорту вооружений между ЕС и Россией. Кроме того, ограничен доступ российских компаний к определенным технологиям и услугам, которые могут использоваться в сфере добычи нефти и разработки месторождений.

Также персональные ограничения действуют в отношении отдельных российских предпринимателей, подконтрольных им структур и госслужащих. В настоящее время в "черном списке" значатся 38 компаний и 155 человек, которым запрещен въезд на территорию Евросоюза и активы которых подлежат замораживанию. В последний раз индивидуальные санкции были продлены до 15 марта 2019 года.

Кроме того, 18 июня этого года Евросоюз продлил на год блокаду Крыма и Севастополя, до 23 июня 2019 года. Этот пакет ограничений касается граждан стран — членов Евросоюза и зарегистрированных в этих странах компаний. Им запрещено заниматься поставками продукции, произведенной в Крыму или Севастополе, на территорию ЕС. Также им запрещено инвестировать в экономику региона, в частности, приобретать недвижимость или вкладывать средства в предприятия, заниматься поставками продукции и услуг. Круизным кораблям разрешено входить в порты крымского полуострова лишь в крайнем случае.

Наконец, в июле Совет Евросоюза ввел ограничительные меры в отношении российских компаний, принявших участие в строительстве Крымского моста. Совет посчитал строительство моста «продолжением действий, подрывающих территориальную независимость, суверенитет и независимость Украины».

На июльской встрече с президентом США Дональдом Трампом в Хельсинки президент РФ Владимир Путин отметил, что референдум о присоединении Крыма к России был проведен в марте 2014 года в строгом соответствии с международным правом и уставом ООН. «Для нас, для Российской Федерации этот вопрос закрыт», — подчеркнул президент Путин.