Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Гражданская война в ЮАР может начаться уже этим летом, когда на стадионах Южной Африки будет проходить Чемпионат мира по футболу, опасаются эксперты. Угрозу представляют как проявления расизма, так и дислокация различных террористических группировок. Местные и зарубежные эксперты призывают бойкотировать или игнорировать Кубок мира в ЮАР. "Если вам дороги ваши граждане, не позволяйте им ехать в страну убийц",— заявил недавно один из лидеров Движения африканерского сопротивления (ДАС) Андре Висадж.

Терроризм

Известно, что по уровню преступности ЮАР входит в первую тройку мировых лидеров. В том числе, по числу убийств, грабежей, изнасилований. Подобной статистики по деятельности террористических бандформирований не существует, однако, не секрет, что лидеры многих известных группировок рассматривают ЮАР в качестве удобного убежища для разработки новых операций.

Это привело к тому, что в какой-то момент Южная Африка стала напоминать место боевых действий. Поэтому в ноябре 2008 года власти страны вынуждены были принять "антитеррористическое законодательство", направленное против радикальных организаций. Впрочем, предоставленное полиции право на чрезвычайные действия в отношении граждан поселений, провоцирующих столкновения, привело лишь к эскалации насилия.

Дело в том, что во многих местностях полиция состоит практически целиком из чернокожих, поэтому чаще всего виновными в провокациях признаются не террористы, а белое население. Так, министр полиции ЮАР Нати Мтетва заявил, что за период с 1997 по 2007 год было убито 1248 фермеров и наемных сельхозработников (по данным независимых источников, жертв на порядок больше). Надо заметить, что фермерским хозяйством в Южной Африке по-прежнему большей частью занимается белое население. Они все чаще становятся жертвами нападений бандитов, а вынужденные меры самообороны буров многие предпочитают воспринимать как нарушение "антитеррористического законодательства".

Тем временем настоящие террористы продолжают успешно пользоваться прозрачностью южноафриканских границ и возможностью опереться на местные преступные группировки. Хотя ЮАР в последние годы не становилась объектом атак террористов, известно, что в стране побывали несколько боевиков, прославившихся своими преступлениями на других континентах. В этом контексте стоит отметить, что во время проведения позапрошлого Чемпионата мира в Японии и Южной Корее в 2002 году в ЮАР уже была предотвращена серия терактов.

Хоть шаманы и народные лекари из ЮАР нагадали, что "никаких бомб, никаких потрясений" во время Кубка мира не будет, специалисты придерживаются противоположного мнения. Так, Роналд Санди, глава американского Фонда НЕФА, занимающегося исследованием террора, сообщил Конгрессу США, что турниру грозит серьезная опасность как минимум из трех источников.

Основной проблемой является группа египтянина Саифа эль-Аделя. Этот высокопоставленный представитель "Аль-Каиды" организует передвижение групп боевиков, готовых в ближайшее время осуществить террористические планы.

Вторая угроза исходит трех лагерей по подготовке боевиков, организованных в Мозамбике, недалеко от границы с ЮАР. Координирует деятельность центров пакистанец Ибрагим Ибрагими, который давно живет в Мозамбике, имеет надежные связи в криминальном мире и среди торговцев людьми. Выпускники этих лагерей, подготовленных сомалийскими боевиками, возможно, уже проникли на территорию ЮАР для образования или усиления действующих ячеек террористов.

Третий источник опасности, по версии Санди, связан с деятельностью проповедников, которые не только обращают африканцев в ислам, но и вербуют потенциальных боевиков.

Роналд Санди оценивает вероятность терактов на 80%. "Наша информация подтверждает, что целью террористов станут несколько объектов, причем часть из них будет атакована одновременно, часть - поодиночке, в том числе с использованием смертников", - сообщил он, ссылаясь на данные перехватов радиопереговоров террористов в Алжире, Мали, Пакистане и Йемене.

Спецслужбы

Первыми свои планы обнародовали лидеры "Аль-Каиды". В начале апреля представители международной террористической сети выступили с угрозами осуществить во время чемпионата мира по футболу в Южной Африке теракты против национальных сборных США, Англии, Франции, Германии и Италии, а также против болельщиков этих команд.

Группировка пообещала, что заложит на стадионах бомбы, аналогичные 50-граммовым взрывным устройствам, которые удалось пронести в декабре 2009 года на авиарейс Амстердам-Детройт. "Никакой контроль безопасности и ни один из сканеров, которые США направят после этого заявления (на чемпионат мира), не смогут обнаружить взрывные устройства, которые мы разместим на стадионах", - уверяет группировка.

С такой постановкой вопроса категорически не согласен глава полиции ЮАР Нати Мтетва. Он считает мифом террористическую угрозу проведению Чемпионата мира. Мтетва отверг возможность организации терактов со стороны "Аль-Каиды" и местных вооруженных формирований. В подтверждение своих слов глава полиции Южной Африки сообщил, что один из террористов, угрожавший сборным Дании и Германии, был арестован в Ираке.

По всей видимости, речь идет об офицере армии Саудовской Аравии Абдулле Азам Салех аль-Кахтани. В середине мая иракские силы безопасности объявили о его поимке, назвав аль-Кахтани боевиком "Аль-Каиды".

Надо признать, что активные действия предпринимает и сама полиция ЮАР. В начале мая в столице страны и одном из городов на западе республики были проведены обыски. По словам министра, в их результате были обнаружены крупные запасы оружия и взрывчатки. Предполагается, что все это планировалось использовать во время Кубка мира.

Несмотря на самоуверенный тон Мтетвы, спецслужбы ЮАР всерьез отнеслись к угрозе терактов во время мундиаля и пригласили на помощь экспертов по борьбе с терроризмом из Интерпола и израильского Моссада. Ожидается, что иностранные специалисты возьмут на себя ответственность за туристов и команды из США, Англии, Германии, Франции и других "потенциально опасных" стран.

Белые

Новый президент ЮАР Джейкоб Зума, занявший пост в мае 2009 года, сделал борьбу с преступностью одним из главных направлений работы правительства.  Тем не менее, в июле-августе прошлого года по стране прокатились беспорядки. Участились нападения на фермы, принадлежащие белым.

Спасаясь от них, потомки голландских колонистов (буры), основавших страну, в массовом порядке уезжают на запад ЮАР, где белые и мулаты составляют большинство. В итоге, тенденция отделения от страны западных провинций становится все более очевидной. Буры уже сегодня готовы к образованию отдельного государства Фолькштадт, негласной столицей которого считается поселение Орания, и могут перейти к активным действиям в любой момент.

Катализатором этого процесса вполне может стать убийство одного из праворадикальных лидеров Юджина Тербланша, которое произошло в апреле этого года. Основателя Движения африканерского сопротивления (ДАС) забили до смерти на его ферме неподалеку от Йоханнесбурга два наемных чернокожих работника.

Полиция сообщила, что мотивом убийства стал отказ Тербланша выплатить работникам вознаграждение. Однако сторонники убитого категорически отвергают аполитичную версию трагедии, считая это убийство объявлением войны всем белым фермерам.

Симптоматично, что в последние месяцы Тербланш активизировал свою деятельность, и, по сообщениям некоторых СМИ, участвовал подготовке большой кампании за разделение ЮАР по этнорасовому признаку.

Идеи Тербланша после его гибели вышли на новый виток популярности, а само место трагедии стало объединяющим центром белых, обеспокоенных своим будущим в Южной Африке.

Действительно, жизнь белых в ЮАР в последние годы стала особенно опасной. По данным полиции, с 2001 года в стране было убито около 800 белых. По оценкам же международных организаций по защите прав человека, после свержения режима апартеида в 1994 году в Южной Африке было убито около 3 тысяч белых фермеров и членов их семей.

Черные

Сторонники Тербланша подозревают, что за его убийством стоит лидер молодежной лиги правящего Африканского национального конгресса Джулиус Малема. Он активно призывает к переделу собственности, большая часть которой все еще сконцентрирована в руках белых.

Малема предлагает национализировать шахты и фермерские хозяйства, благодаря чему планирует решить экономические проблемы страны. 

А проблем в экономике ЮАР на сегодняшний день очень много, и они продолжают обостряться. Страна находится на первом месте среди стран G20 по уровню безработицы – 23,5 %, что почти в два раза больше, чем в расположившейся на втором месте Турции.

Наряду с Зимбабве, в ЮАР отмечается самая большая в мире разница между доходами богатых и беднейших слоев населения. Треть населения по-прежнему живет в лачугах, они практически не имеют шансов получить образование, которое бы позволило достойно зарабатывать на жизнь.

Безработица, резко выросшая за время кризиса, продолжает расти, в том числе, за счет притока мигрантов со всей Африки.

Неквалифицированная рабочая сила не может найти себе легальный источник заработка в ЮАР и пополняет, в итоге, уличные банды. Наиболее опасны среди них, по мнению экспертов, нигерийские бандиты, коих особенно много в окрестностях Кейптауна. Многие из них связываются с криминальными элементами со своей родины, формируя таким образом новый уровень организованной преступности в ЮАР.

При этом профессиональные кадры, представленные в основном белыми, уезжают. В обществе все больше растет доля нищего чернокожего населения, без работы и образования. Именно на него ориентируется Джулиус Малема, когда поет на митингах песню-призыв "Убей бура!" В конце марта этого года Высокий суд в Йоханнесбурге вынес постановление о запрете песни, что вызвало бурю протеста как у самого Малемы, так и у простого населения.

Таким образом, готовность к гражданской войне в ЮАР выказывает как белое, так и черное население. У каждого свои причины и стимулы, однако терпение тех и других, похоже, на исходе

Чего ждать туристам?

В этой связи поездка в ЮАР на матчи Чемпионата мира представляется крайне рисковым предприятием. Из страны уехало очень много белых врачей, офицеров полиции, профессионалов в других социально значимых областях, что, несомненно, сказывается как на уровне жизни граждан ЮАР, так и на защищенности туристов.

Многие из оставшихся на службе полицейских сегодня, по словам туристов, уже мало чем отличаются от грабителей. Как предупреждают приезжих сами служители правопорядка, для белых темнокожие полицейские даже опаснее, чем бандиты, потому что над грабителями в погонах нет практически никакого контроля.

Как рассказали нам туристы, недавно вернувшиеся из ЮАР, англоговорящие офицеры в этой стране просят иностранцев ни в коем случае не связываться с местной полицией. Туристам не рекомендуется покидать центральные кварталы городов, а лучше вообще не выходить из гостиницы без сопровождения. На дорогах, популярных у иностранцев, например на Мыс Доброй Надежды, ни в коем случае нельзя останавливаться, иначе можно остаться как без ценного содержимого машины, так и без самого автомобиля. 

В городах, где пройдет Чемпионат мира, пока остаются белые ювелиры. Свои офисы они располагают в высотных домах, укрепленных настолько, что их может взять штурмом только хорошо вооруженная армия. Как это ни абсурдно звучит, на родине алмазов, чтобы попасть в магазин, где продаются драгоценности, нужно записываться заранее, иметь при себе все документы и быть готовым к обыску. В магазины, расположенные за решетками, рассказывают побывавшие в ЮАР россияне, пускают только одного-двух покупателей.

При этом местные бандиты следят за всеми посетителями этих магазинов, карауля их у выхода. Поэтому, покидая ювелирные лавки, пусть даже без покупок, лучше сразу садиться в автомобиль, каждая лишняя минута на улице сильно увеличивает риск лишиться не только денег и ценностей, но и жизни.

Во многих городах ЮАР процветает почти неприкрытый расизм. Как утверждают очевидцы, в Кейптауне, например, даже центральные рестораны не рекомендуется посещать компаниям белых без сопровождения кого-нибудь другого цвета кожи.

За неделю до Чемпионата мира не появилось никакой достоверной информации, что эти ограничения будут отменены. Так же, как и нет никаких оснований рассчитывать, что на стадионе будут действовать совершенно иные законы.