Екатерина Шостранд, барристер

Адвокатская контора UK-Russia-CIS Legal Consulting and Dispute Resolution, Лондон


Министерство юстиции Великобритании давно прорабатывает вопрос об увеличении судебных пошлин. Таким образом планируется привлечь дополнительные средств для поддержания и модернизации английской судебной системы. По сути, речь идёт о средствах, на которые содержится вся инфраструктура судопроизводства и из которых также выплачивается зарплата судьям. На данный момент сложилась странная ситуация, когда за многомиллионные и даже миллиардные процессы, требующие большой отдачи от английских судей, а также задействующие немалые ресурсы судебной инфраструктуры в целом, госпошлина составляет всего несколько тысяч фунтов. Эта ситуация особенно парадоксальна, если мы говорим о процессах иностранного, международного характера, когда ни стороны, ни предмет спора никакого отношения к Великобритании не имеют. Взять, к примеру, подачу иска Михаилом Черным к Олегу Дерипаске - спор (по которому было заключено мировое соглашение в сентябре 2012 года – ред.) касался крупного бизнеса, созданного и функционирующего на территории России, и обстоятельства этого дела были связаны с постсоветским наследием, но никак не с Великобританией.

Другая характерная ситуация – когда юрисдикция/ компетенция английского суда основана исключительно на оговорке в контракте, без какой-либо связи этого контракта или его сторон с Великобританией.

Получается, что государство вынуждено финансировать такого рода процессы из бюджетных средств. Это аномальная ситуация, и с этим нужно что-то делать. Тем не менее, к реформам нужно подойти осторожно. Изменение принципов начисления госпошлины в Коммерческом суде – как предлагается, это будет 5% от суммы иска при его «цене» от 10 тысяч фунтов – ударит, прежде всего, по участникам процесса с относительно невысокими заявляемыми требованиями. В основном это коснется малого и среднего бизнеса - причем как местного, так и зарубежного. Стороны, заявляющие крупные иски, особых изменений не почувствуют: что такое госпошлина в 10 тысяч фунтов по иску, требования по которому составляют десятки или сотни миллионов? На мой взгляд, такой подход приведёт к результату, нежелательному для Лондона.

Одно дело - мега-споры и желание Лондона позиционировать себя в качестве центра по их разрешению, площадки для судебных «баталий» олигархов. Другое - бизнес с более скромными (хотя тоже немалыми) исковыми требованиями. Он, вероятно, будет искать другие места для рассмотрения споров. Причем вопрос выбора компетентного суда будет учитываться уже на стадии заключения договора.

Здесь есть еще один момент. Поскольку по общему правилу госпошлина выплачивается единовременно при подаче иска, получается, что она «сгорает» в случае, например, урегулирования спора на ранней стадии судопроизводства. То есть, скажем, госпошлина в размере 9 тысяч фунтов при относительно невысокой сумме исковых требований в 180 тысяч фунтов в глазах истца просто «вылетает в трубу» при заключении мирового вскоре после подачи иска. Это вряд ли способствует продвижению идеи урегулирования споров путём заключения мирового соглашения на самых ранних стадиях.

На мой взгляд, более рациональным и справедливым решением было бы введение прогрессивной ставки госпошлины, которая начиналась бы с маленькой суммы (или процентной ставки) и постепенно повышалась по мере повышения «цены» иска. При этом максимальную «цену» иска следовало бы установить на более высоком уровне, нежели 500 тысяч фунтов. Одним словом, хочется надеяться, что Минюст Великобритании прислушается к мнению судей и юристов и скорректирует свои предложения.
__________________

По информации газеты Financial Times, за счет увеличения судебных пошлин британские власти рассчитывают выручить дополнительно 120 миллионов фунтов стерлингов. Однако местные судьи предостерегают Минюст от непродуманных решений. По их мнению, может пострадать привлекательность Лондона как мирового центра по разрешению правовых споров, а также интересы малого и среднего бизнеса. Выиграть же в этой ситуации могут другие. В частности, в пример приводится Нью-Йорк, где издержки в судах окажутся в 25-100 раз меньше в случае, если предложения британских властей будут реализованы. По данным Financial Times, судебные издержки в Нью-Йорке составляют менее одной тысячи фунтов стерлингов по коммерческим спорам стоимостью свыше 500 тысяч фунтов. Кроме того, не стоит забывать о британском юрбизнесе и местных юридических компаниях, которые неплохо зарабатывают, пока Лондон остается ведущим правовым центром. Их потери после введения новой госпошлины могут составить куда больше, чем дополнительный доход в казну.